02.04.2005
Об этом заявил 16 марта 2005 года в Женеве в ходе заседания 61-й сессии Комиссии по правам человека министр иностранных дел Республики Куба Фелипе Перес Роке.
Комиссия по правам человека для нас, честно верящих в ее важность и бившихся за то, чтобы вернуть ее к духу уважения и сотрудничества, утратила свою легитимность и дозволяет безнаказанность действий более могущественных стран, -- подчеркнул он.
Мы все знали, что Комиссия по правам человека в своей работе была жертвой политических манипуляций в силу того, что Правительство Соединенных Штатов и его союзники превратили Комиссию в подобие суда инквизиции для осуждения стран Юга, особенно тех, которые активно выступают против стратегии неоколониального доминирования. Однако недавно произошли события, меняющие саму природу дискуссии, которую мы будем вести в эти дни.
Европейский Союз отказался поддержать и проголосовать за проект резолюции, предлагавший расследовать массовые, вопиющие и систематические нарушения прав человека, которые и сегодня все еще совершаются в отношении 500 заключенных на военно-морской базе в бухте Гуантанамо, сохраняемой Соединенными Штатами против воли кубинского народа. Европейский Союз, всегда выступавший против "ходатайства о бездействии" ("No action motion"), на этот раз оказался готов стать тем, кто выдвинул бы такое, дабы избежать расследований действий своего союзника. Это было верхом лицемерия и двойной морали. Что же он будет делать в этом году после публикаций ужасающих картин пыток в тюрьме Абу Граиб?
Гарантии пользования сегодня правами человека зависят от того, живут ли люди в развитой стране или нет, а также от того, к какому социальному классу они принадлежат. Поэтому не будет всеобщего реального пользования правами человека, пока не будет социальной справедливости в отношениях между странами и в самих странах.
Для малой группы сильных стран, таких как Соединенные Штаты и союзные им развитые страны, право на мир уже достигнуто. Они всегда будут агрессорами и никогда – подвергающимися агрессии. Их мир покоится на военной мощи. Они достигли экономического развития, основанного на ограблении богатств других стран, которые страдают и истощаются ради того, чтобы те роскошествовали. Тем не менее, внутри самих этих развитых стран, хотя это и кажется невероятным, безработные, иммигранты, беднота не пользуются правами, которые гарантированы для богатых.
Может ли бедный человек в Соединенных Штатах быть избран сенатором? Нет, не может. Участие в избирательной кампании стоит, в среднем, 8 миллионов долларов. Отправляются ли дети богатых на несправедливую войну в Ираке? Нет, не отправляются. Ни один из 1500 молодых американцев, павших в этой войне, не был сыном миллионера или министра. Бедняки гибнут там, защищая интересы привилегированного меньшинства.
Слабая страна не имеет права на мир. Она может подвергнуться агрессии по обвинению в том, что она террористическая, что она – "оплот тирании", или под предлогом того, что ее следует "освободить". Ее подвергают бомбардировке и интервенции.
Третий мир – а это более 130 стран – также не может пользоваться правом на развитие: этого не позволяет навязанная миру экономическая система. У этих 130 стран нет доступа к рынкам, к новым технологиям, их связывают по рукам тягостным долгом, который они уже не раз выплатили. У них есть только право быть зависимыми странами. Их заставляют думать, что их бедность это результат их ошибок. В этих странах бедные и нищие, которых большинство, не имеют даже права на жизнь. Поэтому каждый год умирает 11 миллионов детей, не достигающих возраста пяти лет, а часть из них можно было бы спасти с помощью вакцинирования или орально применяемых солей регидратации. К тому же 600 тысяч женщин умирают при родах. Нет возможности пользоваться правом научиться читать и писать. Это стало бы опасно для хозяев. Их держат в невежестве, чтобы они оставались покорными. Поэтому позором для данной Комиссии является наличие почти миллиарда безграмотных в мире. Поэтому в Латинской Америке страдают от эксплуатации 20 миллионов детей, работающих каждый день вместо того, чтобы ходить в школу.
Не может быть демократии без социальной справедливости. Не может быть никакой свободы, если она не основывается на свободе доступа к образованию и культуре. Невежество это тяжелые цепи, терзающие бедных людей. Быть культурными это единственное средство быть свободными!
Невозможно свободно пользоваться правами человека, если нет равенства и равноправия. У бедных и богатых никогда не будет равных прав в реальной жизни, хотя бы они и провозглашались и признавались на бумаге.
Поэтому Правительство Соединенных Штатов пытается осудить нас здесь, в Комиссии по правам человека. США боится нашего примера. Штаты сильны военной мощью, но слабы морально.
Президент Буш имеет свой план в отношении Кубы, но мы, кубинцы, имеем другой план. Для нас, кубинцев, наш путь ясен. Мы построим общество, еще более справедливое, более демократичное, более свободное и более культурное. То есть, более социалистическое. И мы сделаем это, хотя Президент Буш и угрожает нам агрессией, превращением Кубы снова в положение колонии, тем, что отнимет у кубинцев дома, земли и школы, чтобы вернуть их прежним батистовским хозяевам, которые вернулись бы из Соединенных Штатов. Мы сделаем это, несмотря на его план приватизации здравоохранения и превращения наших врачей в безработных; мы сделаем это, несмотря на его план приватизации образования и превращения его в доступное лишь элите, как в прошлом; мы сделаем это, несмотря на план передачи наших богатств и достояния всего нашего народа американским транснациональным компаниям по демпинговым ценам; несмотря на план, который предусматривает лишить обеспечения наших пенсионеров, чтобы заставить их работать снова, в соответствии с Планом "для оказания помощи свободной Кубе".