Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Кто «не всегда последователен» в союзной интеграции?

Днями на пресс-конференции в РИА «Новости» председатель Комиссии по международным делам Государственной думы России К.Косачев высказал мнение, что Беларусь «не всегда последовательна в интеграции с Россией», хотя «интересы к сотрудничеству слишком велики».

Российский парламентарий, вероятно, давно не общался с Министром сельского хозяйства РФ А.Гордеевым. Хотя тот в феврале выступал перед думцами и сделал, по признанию российских СМИ, несколько «радикальных политических высказываний». Например, заявил, что «сахарный режим», установленный правительством несколько лет назад начал сдавать сбои, якобы из-за «серых» поставок из Беларуси. Поэтому, не исключил чиновник, может быть закрыт рынок между двумя братскими странами.

Коллегу-агрария поддержал перед парламентскими слушателями глава Россельхознадзора С.Данкверт.  Он, по информации «ПРАЙМ-ТАСС», посетовал, что через границы Украины и Беларуси «поступает большое количество «непроверенной и контрафактной» сельскохозяйственной продукции». Конкретных фактов в российской печати приведено почему-то не было. Хотя любителей подобного рода «сенсаций» среди журналистской братии хоть отбавляй.

Сложно со стопроцентной уверенностью утверждать, к чему клонят штурманы российского АПК. Может, некие экономические группы в РФ, имеющие выход на определенных чиновников в российском правительстве, зондируют почву на предмет установления таможенного контроля внутри Союзного государства? Во главу угла в таком случае ставятся не государственные, а корпоративные интересы. Ведь, если разобраться во всех нюансах двусторонних торгово-экономических отношений, от свертывания единого рынка выиграют не белорусские и российские производители, а экспортеры из «третьих стран».

Еще более красноречив правовой аспект. Договор о создании Союзного государства (СГ) в качестве одной из целей интеграции определяет «создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики» (статья 2 Договора). Нетрудно убедиться, что введение ограничений на пути товаров из одной страны СГ в другую (а именно об этом говорит А.Гордеев) противоречит духу интеграционных соглашений.

«В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм», -- гласит пункт 2 статьи 8 Договора о создании Союзного государства. Высказывания министра сельского хозяйства России противоречат и этому положению.

Наконец, белорусско-российский интеграционный договор 1999 года устанавливает единую границу Союзного государства. Ее существование закреплено статьей 7: «Внешней границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств-участников».

«Закрыть рынок» можно только на внешней границе. Так что откровения А.Гордеева явно не вписываются в обязательства России по Договору о Союзном государстве. Получается, что, выступая перед думцами, российский министр оказался «не всегда последовательным в интеграции».

Интересно, обратит ли на это внимание председатель Комиссии по международным делам Государственной думы России К.Косачев?