Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Welcome в ГУУАМ!

В начале января М.Саакашвили и В.Ющенко подписали Карпатскую декларацию лидеров Украины и Грузии. В ней констатируется идейное родство украинской и грузинской властей, сориентированных на европейские (западные) политические и экономические ценности. Другим принципиальным положением документа является общность геополитической ориентации двух стран. И Грузия, и Украина стремятся в Европейский Союз. За спиной ЕС маячит НАТО, против расширения которого ни Саакашвили, ни Ющенко ничего против не имеют.

В начале января М.Саакашвили и В.Ющенко подписали Карпатскую декларацию лидеров Украины и Грузии. В ней констатируется идейное родство украинской и грузинской властей, сориентированных на европейские (западные) политические и экономические ценности. Другим принципиальным положением документа является общность геополитической ориентации двух стран. И Грузия, и Украина стремятся в Европейский Союз. За спиной ЕС маячит НАТО, против расширения которого ни Саакашвили, ни Ющенко ничего против не имеют.

Переходной целью постсоветской интеграции без России может стать уже порядком подзабытый ГУУАМ. Он, как известно, объединяет Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдову. Изначально эта интеграционная модель не предусматривала даже присутствия России. Так что в Карпатах постсоветской общественности заново презентована интеграция без России…

Адекватным ответом на потенциально возможное укрепление связей в проамерикански ориентированном ГУУАМе могло бы стать дальнейшее углубление интеграции в рамках Союзного государства. Успешное развитие этого проекта стимулировало бы притяжение к оси Москва-Минск ряда стран СНГ, чувствующих себя неуютно в ситуации агрессивного проникновения США и ЕС в постсоветский мир.

Однако в минувшем 2004 году В.Путин Союзное государство (СГ) фактически не вспоминал. Не нашлось СГ места в предвыборной программе и ежегодном Послании российского лидера, традиционной пресс-конференции в Кремле. Союзный бюджет, вообще, из-за неразберихи, связанной с российской административной реформой, был подписан неприлично поздно. 

 Российская интеграционная энергия била ключом в ином направлении. С изрядной информационной помпой возводилась шаткая, основанная на бумагах и декларациях конструкция Единого экономического пространства. При этом скрытая цель ЕЭП – пристегнуть Украину к России – для всех была сродни секрету полишинеля. Тем более очевидным становилась пробуксовка кремлевских планов. Даже просто декларации принимались Л.Кучмой, загнанным в угол предвыборными обстоятельствами, с постоянными оговорками и поправками.

Предполагать, что новый украинский Президент окажется более сговорчивым, может только самый безнадежный оптимист. Еще до начала выборов стало очевидно, что во внешнеполитических действиях В.Ющенко преобладать будет европейский, а не российский вектор. Вероятный министр иностранных дел в кабинете Ющенко Борис Тарасюк в недавнем интервью «Радио свобода» был предельно откровенен: интеграция в Евросоюз и НАТО станут приоритетами внешней политики Киева. А вот свою политику в рамках СНГ Украина может и пересмотреть. «СНГ ничего полезного не принесло, и все уже смирились с тем, что СНГ является ненужным институтом». Более перспективным Борис Тарасюк назвал региональное сотрудничество, в первую очередь в рамках ГУУАМ.

Кому-то такие рассуждения могут показаться утопическими. Однако скоро в Молдове должны состояться президентские выборы… Гарантий, что победит действующий президент Воронин, нет. Впрочем, даже он в последнее время дистанцировался от России. Так что любой исход выборов в Молдове не поспособствует упрочению российских позиций в регионе.

Не стоит России возлагать особые надежды и на Приднестровье. После победы В.Ющенко самопровозглашенная республика может оказаться в полной изоляции. Долго продержаться в таких условиях Тирасполю не удастся. Не за горами и выборы в Армении, где президент Р.Кочарян пытается решить непростой вопрос преемственности власти… Решит или нет, пока неясно.

Таким образом, уже через несколько лет Россия может оказаться в совершенно новой геополитической ситуации. Вместо пояса добрососедства, о котором так долго рассуждали московские кабинетные аналитики, страна в случае развития неблагоприятного сценария будет опоясана проамериканским альянсом, состоящим из бывших союзников Москвы.

Можно ли было предотвратить такое развитие ситуации? Безусловно. Для этого надо было воздержаться от применения на постсоветском пространстве концепции «либеральной империи». Не выставлять столь явно на первый план интересы бизнес-групп, которым чем «рыночней» правительство постсоветской страны, тем лучше. На выходе московские стратеги в Украине и Грузии получили то, что хотели. А именно: рыночных президентов, резонно рассудивших, что дружба с богатым Западом интересней, чем интеграция с переживающей не лучшие времена Россией. Получилось, что олигархи все-таки переиграли российского Президента В.Путина?

Правда, у Кремля все же пока остается один союзник – Беларусь. Однако и тут отношения оказались «отравлены газом». После прошлогодней газовой блокады, когда «национальное достояние» «Газпром» в разгар зимних холодов, перекрыло подачу голубого топлива, в Минске всем стало окончательно ясно: на поддержку Москвы рассчитывать не стоит. Можно полагаться только на свои силы.

Эти свои силы оказались не столь скромными, как пытались представить московские медии. Вопреки прогнозам российских телеаналитиков, экономика Беларуси не только не обрушилась, но и, сохранив социальную ориентированность, дала по итогам 2004 года рекордный рост в 11%.

Впрочем, вопросы остались. Например, по соотношению цены на поставляемый газ и оплату его транзита. Здесь наблюдается очевидный диспаритет в пользу «Газпрома». Об этом на днях заявил Президент Беларуси А.Лукашенко, потребовав от своего правительства восстановить баланс.   

 Другая проблема – блокирование российскими налоговиками белорусско-российских торгово-экономических контактов. С наступлением 2005 года вдруг выяснилось, что новый порядок взимания НДС по стране назначения «застал врасплох» российские налоговые службы. Те, прикрывая свое незнание (или нежелание), выдали неофициальные рекомендации российским субъектам хозяйствования «до середины февраля заморозить контракты с белорусскими предприятиями». Об этом сообщил сообщил «Коммерсантъ» в своем субботнем номере. Газета отметила немаловажную деталь: соглашение с Беларусью, ратифицированное российской стороной, до сих пор не опубликовано… Ждать оживления российско-белорусской торговли в ближайшее время не приходится.

История внешнеэкономических контактов в рамках Содружества не знает подобных прецедентов. Интересно, кто впоследствии компенсирует убытки белорусских и российских предпринимателей? Может российские «налоговики»? Или правительство РФ?

На этом фоне геополитическое вытеснение России из постсоветского мира выглядит скорее закономерностью, чем случайностью. Подбрюшьем России может стать ГУУАМ…