Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Беларусь и Россия на пути унификации финансово-экономической политики.

Белорусское правительство недавно подтвердило: введение в Беларуси российского рубля будет отложено до получения необходимых гарантий от России. Минск досконально просчитывает преимущества и последствия отказа от национальных денег и, соответственно, от национальной финансово-экономической политики.

Белорусское правительство недавно подтвердило: введение в Беларуси российского рубля будет отложено до получения необходимых гарантий от России. Минск досконально просчитывает преимущества и последствия отказа от национальных денег и, соответственно, от национальной финансово-экономической политики.

В Беларуси отсутствуют крупные запасы энергетического сырья, нет прямого выхода к морям, не самое благоприятное внешнеполитическое окружение и т.д. Тем не менее республика сохранила и приумножила свой научно-промышленный комплекс. Очевидно, что и сырьевая, и финансовая "подпитка" экономики имеют стратегическое значение для Беларуси.

Белорусская финансовая система в минимальной степени зависит от перепадов мировой инвалютной и товарной конъюнктуры, благодаря приоритету государственных интересов в экономической политике и госрегулированию социально-экономического развития. Кроме того, Беларусь в отличие от большинства стран экс-СССР не делает ставку на экспорт сырья и полуфабрикатов.

Эмиссионная политика и товарное наполнение белорусских денег определяются не директивами МВФ и не его стандартами "антиинфляционных приоритетов", а реальными социально-экономическими потребностями страны. Так, именно у Беларуси минимальный в экс-СССР долг перед МВФ, а Парижскому и Лондонскому клубам она вообще ничего не должна. Очевидно, что в таких условиях любая страна может проводить самостоятельную финансово-экономическую политику, не подстраиваясь под условия ее внешнего кредитования.

Беларусь требует льготных кредитных гарантий от РФ. В исчислении кредитных гарантий Минск апеллирует прежде всего к платежно-покупательной способности российского рубля и ее сопоставимости с тем же показателем для белорусского рубля, а российская сторона главными критериями в этом вопросе считает сроки и условия предоставления кредитов. Между тем курс белорусского рубля, а значит и цены в Беларуси привязаны не к доллару США и евро, а к "корзине" валют. До четверти ежегодного внешнеторгового оборота Беларуси и почти треть иностранных производственных капиталовложений в ее экономике приходится на Польшу, Украину, Латвию и Литву. Такая политика предотвращает зависимость страны, ее валюты, финансовой системы от монополизма одной-двух инвалют и, соответственно, от эмиссионно-кредитной политики тех государств, интересы которых их валюта обслуживает.

Основные результаты финансово-экономической политики Минска таковы:

- платежно-покупательная способность белорусских денег - по соотношению цен с денежными выплатами - занимает, среди других постсоветских валют, одно из первых мест в бывшем СССР;

- государство прямо или косвенно субсидирует большинство отраслей, что позволяет предотвращать массовую безработицу и, следовательно, социально-политическую напряженность в стране;

- государство самостоятельно распоряжается своими кредитными ресурсами и экспортными доходами для стимулирования национальной экономики и поддержки социальной сферы.

Как отмечает премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, "что касается денежной политики и ее параметров, нас интересует прежде всего то, что и сколько на конкретную сумму денег можно купить, заплатить и т.п.". Как считает белорусское руководство, "рекорды" по минимальной инфляции и искусственному лишению производственной экономики или социальной сферы денег чреваты, как показывает ситуация во многих странах, существенными проблемами не только экономического характера.

Белорусская сторона предлагает несколько вариантов денежной интеграции: создание безналичной единицы в качестве единственного средства взаиморасчетов между предприятиями обеих стран; учреждение во главе обоих нацбанков Валютного совета с паритетным представительством или - по образцу Европейского центрального банка - наднационального центрального банка Союзного государства в качестве единственного эмиссионного центра. Такие варианты, по мнению Минска, должны быть обозначены в Конституционном Акте Союзного государства. Как подчеркнул на недавней пресс-конференции в Минске председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович, "нужно создать в первую очередь единое, равноправное для обеих сторон таможенно-экономическое пространство, завершающим этапом чего должно стать введение российского рубля. Только в этом случае возможно введение единой валюты".

Российская сторона исходит из того, что благодаря географической и финансово-экономической несопоставимости обеих стран, финансово-экономическая сфера Беларуси в едином государстве может и должна контролироваться российскими государством и бизнесом. Как считает заместитель директора департамента финансовой политики Минфина России Оксана Сергиенко, "роль единого эмиссионного центра должна выполнять Россия, в частности, Центробанк РФ. Такая модель обеспечит наименьшие риски". Пo словам председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова, "хотя российская сторона предложила Беларуси определенный кредит, белорусское правительство требует больше и, вдобавок, предлагает пакет из семи дополнительных соглашений". Вице-премьер РФ Александр Жуков, в свою очередь, конкретизировал понимание российской стороной белорусских аргументов: "Они настаивают на выплате некоей компенсации в размере более 2 млрд. долларов. Мне кажется, это происходит от непонимания того, что переход к единому рублю выгоден как для России, так и для Беларуси".

По материалам www.rg.ru