Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Международная политика России: возрождение мирового статуса или «доходный бизнес»

На протяжении пяти десятков лет мировая история определялась противостоянием двух супердержав: США и СССР. В начале 90-х годов 20 века эта геополитическая система перестала существовать в результате распада Советского Союза. Возникшая в результате этих событий Российская Федерация сразу объявила себя правопреемницей «Страны Советов». Обладая большой территорией, огромными природными ресурсами, значительным народонаселением и серьезным военным потенциалом, Россия стремилась занять на мировой арене место СССР, то есть вернуть себе статус супердержавы. Однако центробежные политические процессы на региональном уровне, сложности экономического переустройства, сепаратистские тенденции, демографические проблемы, характерные для «России 90-х», превращали эти стремления только лишь в пожелания.

На протяжении пяти десятков лет мировая история определялась противостоянием двух супердержав: США и СССР. В начале 90-х годов 20 века эта геополитическая система перестала существовать в результате распада Советского Союза. Возникшая в результате этих событий Российская Федерация сразу объявила себя правопреемницей «Страны Советов». Обладая большой территорией, огромными природными ресурсами, значительным народонаселением и серьезным военным потенциалом, Россия стремилась занять на мировой арене место СССР, то есть вернуть себе статус супердержавы. Однако центробежные политические процессы на региональном уровне, сложности экономического переустройства, сепаратистские тенденции, демографические проблемы, характерные для «России 90-х», превращали эти стремления только лишь в пожелания.

Вместе с тем, на региональном уровне РФ, безусловно, была лидером, ключевым игроком в различных интеграционных проектах постсоветского пространства. Нельзя отрицать, что Россия оказывала существенное влияние и на внутриполитические, и экономические процессы стран-соседей. Этому способствовала четко выработанная стратегия международной политики, автором которой являлся Министр иностранных дел Е.Примаков. Ее суть заключалась в следующем: приоритетом определялся ряд государств, так называемого близкого зарубежья. В российской дипломатии на первый план стали выходить задачи, связанные с установлением реального контроля со стороны России над этим регионом, что требовало политических и экономических издержек, которые расценивались как инвестиции в будущее и привели к тому, что РФ стала серьезным региональным субъектом международных отношений.

Позитивные изменения нового века, произошедшие в политическом и экономическом состоянии России, должны были по логике вещей укрепить международный статус государства и способствовать его переходу в категорию стран – мировых лидеров. Однако этого не произошло. Более того, положение РФ на постсоветском пространстве значительно ухудшилось. Причиной этому стало изменение внешнеполитической концепции – политическая целесообразность заменялась стремлением получить экономическую выгоду. Причем здесь и сейчас, совершенно не заботясь о последствиях. Это нашло выражение в многократном росте цен на энергоресурсы, поставляемые постсоветским государствам, в постоянных торговых войнах со странами-соседями, в развязывании информационных войн против партнеров и союзников. По образному выражению руководителя Института проблем глобализации М.Делягина, «российское государство превратилось в инструмент внешней политики «Газпрома». Как результат – Россия по периметру окружена вражденонастроенными, прозападноориентированными государствами. Пока в этом антироссийском поясе существует брешь – Республика Беларусь. И только от Российской Федерации зависит, замкнется ли эта цепь, или Россия будет иметь на западном направлении надежный форпост.