Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Мировая торговля: по правилам и без правил

Наиболее заметным событием политической жизни прошлой недели было подписание ряда документов в рамках заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, которые будут определять нормативно-правовое поле деятельности Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Ожидается, что организация будет создана к 2010 году, когда стороны полностью синхронизируют таможенные пошлины и перенесут таможенный контроль на внешние границы союза.

Наиболее заметным событием политической жизни прошлой недели было подписание ряда документов в рамках заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, которые будут определять нормативно-правовое поле деятельности Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Ожидается, что организация будет создана к 2010 году, когда стороны полностью синхронизируют таможенные пошлины и перенесут таможенный контроль на внешние границы союза.

Вместе с тем страны договорились о совместном вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Предусматривается, что дальнейшим шагом станет прекращение каждым государством индивидуальных переговоров с ВТО и подача заявки на вступление в организацию от регионального экономического сообщества. Пока данное заявление остаётся на уровне политической декларации о цели дальнейшей деятельности, озвученной премьер-министром России Владимиром Путиным.

Смена внешнеэкономического вектора России немало озадачила экспертное сообщество и породила большое количество предположений о подспудных причинах подобного развития событий. Из числа трёх стран будущего таможенного союза, Россия, однозначно, находилась ближе остальных к удачному завершению переговоров по вступлению в ВТО. Определённую роль здесь сыграла и заинтересованность европейских и американских партнёров в ёмком российском рынке. По итогам недавнего Петербургского экономического форума, представители российского руководства сделали ряд заявлений, в которых звучала абсолютная убеждённость в том, что до конца текущего года Россия окажется в числе стран-участниц ВТО. Теперь же, российское вступление во всемирную организацию откладывается на более поздний строк. С одной оговоркой: значительной задержки не произойдёт, если Беларусь и Казахстан согласятся унифицировать своё торговое законодательство на основе российского.

Тогда, как принято считать, переговоры между ВТО и Таможенным союзом удастся начать не с чистого листа, а оттолкнувшись от достигнутого уровня переговорного процесса с Россией. Сегодня он близок к завершению. Несмотря на сомнения некоторых экспертов, приводящих в качестве примера новые разногласия между США и Россией, возникшие после запрета импорта свинины. Формальной причиной этой санкции стала борьба с распространением свиного гриппа. Тем не менее, в условиях кризиса и падения мирового спроса, шансы России на вступление в организацию достаточно высоки. Хотя и не настолько, как представляли в процентах оба российских вице-премьера. У России до сих пор остаются нерешенными пять вопросов, препятствующих вступлению в ВТО: обязательства по сельскому хозяйству, тарифные квоты на мясо, обязательства в сфере госпредприятий, экспортные пошлины на лес и общая прозрачность законодательства.

Что касается Беларуси, то в более-менее активную стадию переговоры о вступлении в ВТО перешли в 1995 году. Спустя десять лет, тогдашний заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Михневич заявил, что республика «готова к тому, чтобы стать членом организации на 70%». Динамики переговорному процессу недоставало и по той причине, что у белорусских политиков отсутствовало однозначное отношение к вступлению страны в ВТО.

В 2007 году, эксперты заявляли, что сумма потерь белорусских производителей от действующих антидемпинговых и иных защитных и нетарифных мер стран ВТО оценивается в размере 230-250 млн. долларов США ежегодно. От вступления в организацию в наибольшей степени выигрывала топливная промышленность и черная металлургия. С другой стороны, негативные последствия вступления в ВТО могли быть в легкой, пищевой промышленности и производстве строительных материалов.

Отмена квот и ограничений на экспорт белорусской продукции не может быть сейчас использована в полной мере. Так при оценке последствий снятия количественных ограничений на экспорт белорусского текстиля в ЕС, было установлено, что средняя выборка Беларусью европейских квот составляет порядка 40%. По мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико: «Особого смысла сегодня вступать в ВТО для Беларуси нет. В условиях мирового финансового кризиса влиятельные международные структуры продемонстрировали неготовность противопоставить какие-либо эффективные меры нарастающим проблемам в экономиках государств».

Официальный вход в переговоры с ВТО всем Таможенным союзом должен одобрить Межгосударственный совет ЕврАзЭС, даты выхода из односторонних переговоров с ВТО трех стран пока не определены. На фоне того, что в целом эксперты позитивно оценивают перспективы создания региональной структуры, в отношении вхождения данных стран в ВТО преобладают критические настроения. Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, оценивая перспективы Таможенного союза, заявил следующее: «Нет никакого смысла во вступлении в ВТО сейчас: ни поодиночке, ни всем втроем. Эта организация находится в глубочайшем кризисе и огромное количество входящих в нее стран нарушают правила, а это ВТО дискредитирует. Создание прозрачных потоков товаров внутри наших стран сейчас вообще гораздо важнее, чем вступление втроем в ВТО». Эксперт Института стран СНГ Владимир Жарихин указывает на то, что: «Пока для нас вступление в ВТО – это ограничение и отсутствие преимуществ. Дело в том, что самый главный продукт, который мы экспортируем – это энергоресурсы. Они правилами ВТО не регулируются».

Весной 2009 года украинские экономисты анализировали итоги первого года нахождения своей страны в ВТО. Наряду с положительными аспектами, анализировались некоторые негативные тенденции, усилившие своё влияние на Украину в условиях мирового кризиса. По мнению экономиста Александра Рябченко: «В нынешнем виде эта организация не обеспечит толчок для экономического развития ее стран-членов и не создаст баланса интересов. Поэтому уже сейчас Украина должна очень хорошо подготовиться и сориентироваться, куда же движется ее, а также и мировая экономика, и какие выгоды из этого она может получить».

Президент Центра антикризисных исследований, Ярослав Жалило заявлял, что: «Мы видим, что в течение всего года наблюдались опережающие темпы роста импорта. Однако, в свете экономического кризиса, экспорт, наоборот, начал стремительно падать. Причем наряду с уменьшением потребительского внутреннего спроса украинские производители столкнулись с нарастанием протекционистской политики со стороны других стран-членов организации». Директор Ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Петренко отмечает, что: «Те условия, на которых мы присоединились к ВТО, не отображают интересов виноделов и очень невыгодные для отечественной отрасли».

Сходные замечание были в своё время и у Молдовы. Когда этой стране удалось заключить ряд соглашений о поставках вина в Германию, Франция наложила вето на эти контракты, мотивируя это необходимостью защиты общего рынка ЕС. В тоже время, из-за резкого увеличения импорта сахара в республику, сахарная отрасль Молдовы пришла в упадок. Напомню, что по завершению в текущем году переходного периода, Украине ещё предстоит отмена 13% ввозных пошлин по ряду товарных позиций.

Опасения по поводу несвоевременного вступления России в ВТО высказывали эксперты Merrill Lynch: «Для энергоносителей рынки и так открыты, от присоединения РФ к ВТО выиграла бы, может быть, металлургия, остальные бы проиграли. Кризис не лучшее время добавлять негатива». Реакция еврокомиссара по торговле Катрин Эштон на пожелание совместного присоединения к ВТО России, Казахстана и Беларуси в виде единого таможенного союза была достаточно осторожной: «Основные параметры таможенного союза... должны быть тщательно проанализированы, чтобы определить потенциальное влияние на переговоры в ВТО». Устав организации поощряет создание таможенных объединений, содействующих либерализации торговли. Однако подобного прецедента – приёма во всемирную торговую организацию таможенных союзов – пока ещё не было.

Справедливое замечание высказал вице-премьер России Алексей Кудрин: «Нужно, чтобы Таможенный союз был оформлен на бумаге и все документы ратифицированы. Тогда станет понятно, с каких формальных позиций можно завершать переговоры по ВТО».

Можно предположить, что перспективная цель коллективного переговорного процесса о вступлении в международную организацию была поставлена в качестве стимула для ускорения унификации таможенных тарифов Беларуси, России и Казахстана. В этой ситуации будут увеличивать вес аргументы российских образцов для соответствующей сферы законодательства. Однако, если создание Таможенного союза выглядит вполне закономерным решениям в свете существующих производственных и торговых связей и развития их потенциала, то форсированное вступление в ВТО на сегодня попросту невозможно, а до завершения мирового кризиса не сможет принести значительных дивидендов. По той простой причине, что в сложившихся экономических условиях, сами страны-участницы ВТО демонстрируют произвольное отношение к соблюдению правил организации.

Влад Григорьев, эксперт