Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Гуманные кандалы

Когда буря ломает сухостой, не проклинают стихию. Лес нуждается в санитарах... Кризис неразборчив, но хотя бы в одном справедлив -- рушит финансовые пирамиды. Безжалостно и до конца? Вряд ли на это хватит сил. Но падение доллара обнажило темные закоулки бизнеса.

Когда буря ломает сухостой, не проклинают стихию. Лес нуждается в санитарах... Кризис неразборчив, но хотя бы в одном справедлив -- рушит финансовые пирамиды. Безжалостно и до конца? Вряд ли на это хватит сил. Но падение доллара обнажило темные закоулки бизнеса.

Потомки Остапа Бендера

Неделю назад агенты ФБР разыскали на Виргинских островах сбежавшегося от правосудия миллиардера Алена Стэнфорда. Журнал «Форбс» включил его в список богатейших американцев. Владелец крупной инвестиционной компании не собирался что-то поставлять на рынок. Делал деньги из воздуха, но при этом заглядывал в чужие карманы. Считал себя воплощением американской мечты -- с нижних ступенек поднялся на небывалую высоту.

Когда его уличили в обмане клиентов и присвоении восьми миллиардов долларов, назвали блестящего игрока «аферистом века». Не заслужил этого звания. На конкурсе мошенников занял скромное место. Дожив до шестидесяти лет, не смог опередить азартного конкурента, который разменял восьмой десяток.

Бернард Мэдофф надолго останется гордостью американцев. Они восхищаются «диким Западом» и ценят антигероев. Председатель совета директоров крупнейшей фондовой биржи «Насдак» начинал с нуля. Полвека назад основал фирму «Инвестмент сэкьюритас», вложив всего пять тысяч долларов. Не зря трудился: обвел инвесторов и увел 50 миллиардов. Пострадали не только состоятельные люди, отдавшие в его распоряжение свою «заначку». В числе обманутых банки и страховые компании США и Европы. Вышли из равновесия денежные рынки восьми стран.

Под конец жизни ему захотелось стать легендой Уолл-стрита и своего добился. Сообщил сыновьям Марку и Эндрю, что пристроил их в фирму-пустышку, которая что-то рвет на стороне, но не приносит прибыли. Испуганные наследники обратились к адвокату за советом, не догадываясь, что он был стукачом ФБР. Рассчитывал на это Мэдофф? Скорее всего да. Не подражал финансисту Сэму Израэлю: обобрал своих клиентов и оставил под Нью-Йорком лимузин, на котором нацарапал прощальные слова: «Самоубийство -- это не больно». Инсценировка длилась недолго. Израэль сдался властям и был осужден на 20 лет. Возможно, не меньше получит Мэдофф, зато прославится на все времена.

«Схема Понци»

«Пирамиды» строились легко, и архитекторы ни в чем не ошибались. Их научил Карло Понци. В 1903 году двадцатилетний итальянец высадился у статуи Свободы. В кармане было всего два с половиной доллара. Пристроился в ночном клубе в качестве бухгалтера и обкрадывал хозяев. Отсидел пять лет в тюрьме, но в голове созрела восхитительная идея.

Выйдя на волю, основал в Бостоне инвестиционную компанию, у которой не было и не могло быть основного капитала, зато сработала реклама. Понци обещал вкладчикам, что за полтора месяца все, что вложено, вырастет на 50 процентов. Если клиенты не будут забирать обросший процентами вклад, то спустя 90 дней их вливания удвоятся. Попал в точку. Каждый день получал от «счастливчиков» 250 тысяч долларов.

Легковерных намного больше, чем скептиков. 40 тысяч бостонцев принесли своему патрону 15 миллионов долларов -- по нынешней таксе эту сумму надо увеличить в десять раз. Понци в одночасье стал миллионером, но спустя месяц оказался на скамье подсудимых. Приговор был и мягок, и суров. За решеткой просидел три с половиной года, но больнее воспринял депортацию в Италию. Не впал в уныние, пришел к себя и создал на родине несколько фирм, работавших по тому же принципу: выплаты клиентам производились за счет новых вкладчиков. Одни оплачивали других и вместе кормили своего благодетеля.

Патентованный жулик стал хрестоматийной знаменитостью. В историю вошла «схема Понци». Его ученики верили в свой успех, но боялись финансового обвала. Как только падает курс доллара и повышаются ставки на кредиты, возникает паника: люди спешат снять свои вклады. Надежнее держать деньги под матрацем... В результате черная касса пустеет, и никто не хочет подпитывать жулье добровольными взносами.

Скрывались на виду

Когда все запасаются живыми деньгами, трудно подцепить «рыбешку». Почему, однако, задолго да кризиса никто не задумался над тем, откуда «пирамидальщики» берут средства на оплату вкладов в 12--20 процентов? Это какая-то фантастика. Жадность, конечно, сильнее рассудка. Каждый норовит урвать и набить карман. Рискованная, но завидная игра!..

«Фараоны» нуждаются, однако, в подкорках. Что внушает доверие, это щедрые пожертвования. Стэнфорд не скупился и финансировал спортивные соревнования. Ему все было по вкусу: гольф, поле, теннис, крикет, регата. Одаривал чемпионов и рекордсменов, зарабатывая очки компании «Стэнфорд файнэшл групп».

Мэдофф делал это более искусно. Жертвовал на бизнес-школы и больницы, но вносил сотни тысяч долларов в закрытые элитные клубы. Это было главное -- не филантропия, а вывеска. Его мало интересовали рядовые вкладчики -- покорял крупных инвесторов. Денежные тузы мечтали стать своими во влиятельных «сообществах», где нет места для серой публики. Богатых протеже делал членами гольф-клуба в Пали-Бич, на роскошном курорте во Флориде. В 1950-х его основали финансисты еврейского происхождения. Без связей с «Мэдофф секьюритас» не получишь пропуска в элиту. За это придется отстегивать, увеличивать счета своего «гуру».

Аналитики предупреждали бизнесменов: не ступайте на кривую дорожку, куда вас тянут авантюрные проводники. Восемь лет назад банк «Кредит свис» подал сигнал своим клиентам -- надо срочно отозвать все средств из конторы Мэдоффа. Дельцы не откликнулись на разумное предложение. Ничего подобного не хотели слышать. Почему? Соблазняли тайные подачки. Как заявил глава консалтинговой фирмы Бернард Баухэфер, «банки получают комиссионные за свои инвестиции». Я тебе -- ты мне...

В закулисные игры втянуты чиновники и конгрессмены. Одним платят наличными, другим переводят средства в избирательные фонды. Мэдофф пристроил близкого родственника в Федеральную комиссию по ценным бумагам и биржевым операциям. Десять раз в его гроссбух заглядывали государственные инспекторы и не находили крамолы. Церберы закрывали глаза на воровство и махинации.

Стэнфорд выделил приличную сумму на президентскую кампанию Барака Обамы. Промахнулся? Не исключено, что выпутается из скверной истории. После того, как прошлой осенью обрушились американские финансы, полдюжины «пирамидальных» аферистов стали подследственными, но пока ходят на свободе. Успели перевести ворованные миллиарды в оффшоры и сохранили крепкие тылы. Судьи не лишены воображения. Владелец «пирамиды» Лу Перлман отказался возместить потери своих клиентов и получил 25 лет заключения. Но ему оставили форточку: за каждый возвращенный вкладчикам миллион долларов сокращается тюремный срок на месяц.

У Мэдоффа несколько домов -- в Манхэттене, Палм-Бич и Париже. Они будут, скорее всего, реквизированы, но куда девались 50 миллиардов, никто не знает. Его поместили под домашний арест с электронным браслетом на щиколотке. Нарушил, однако, режим. Посетил доверенных лиц, которым передал драгоценности, и пришлось посадить его в камеру. Адвокаты хлопочут и уверены, что подопечный вернется в свои апартаменты.

Пресса называла Мэдоффа сионистом -- грабил католиков и евангелистов. Версия увяла. Выяснилось, что нагрел руки на евреях, с которыми тесно дружил. Жертвами стали, между прочим, кинорежиссер Стивен Спилберг, лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель, владелец газеты «Нью-Йорк дейли ньюс» Морти Цукерман. По вине влиятельного члена гольф-клуба в Палм-Бич миллионы долларов потеряли еврейские федерации и фонды в Бостоне и Лос-Анджелесе.

У него много поклонников, которые хотели бы амнистировать незаурядного проходимца. По восточному календарю наступил год Быка, но этим именем он назвал свою шхуну, так почему не простить его? Если чьи-то вклады и проценты зажал, это гуманные кандалы. Никого не заставлял лезть на рожон, и надо отпустить ему грехи.

Игорь ЛИСТОПАД