30.01.2009
28 января в польском городе Вроцлав состоялся, как его уже окрестили, газовый мини-саммит, в котором приняли участие Лех Качиньски – президент РП, Виктор Ющенко – президент Украины и Мирек Тополянек – премьер-министр Чехии, председательствующей в Евросоюзе. Выступая на пресс-конференции, которая транслировалась в прямом эфире польского телевидения, Лех Качиньски отметил, что для Польши газовый кризис еще не завершился. По словам польского лидера, январский газовый конфликт требует прежде всего выяснения, потому что в общественном мнении стран Западной Европы существует убеждение, что больше всего за то, что произошло, отвечает Украина. «Но есть большая связь между кризисом грузинским и украинским». Второй, отметил Качиньски, не имел, слава Богу, военного характера, но был также угрожающим. Ни разу не произнеся слова «Россия», польский президент подчеркнул, что политика (читай российская) «возвращения влияния, а вернее доминирования» проявившаяся также во время газового кризиса, не закончилась «чрезмерным успехом» также благодаря действиям премьера Чехии, которая в настоящее время председательствует в ЕС. Выступавший жестко подчеркнул: «В нашем интересе, чтобы политика возвращения влияния не завершилась успехом». По мнению Качинского, президент Украина в очередной раз подтверждает прозападный курс своей державы. «Мы не имеем сомнения, что Украина в определенный период должна перейти на мировые цены на газ. Но эти цены должны быть, а пока их нет».
Вторя своему коллеге, выступивший на пресс-конференции Виктор Ющенко отметил, что было бы большой ошибкой общественности, если бы она в украинско-российском газовом конфликте видела «только и исключительно коммерческую и экономическую проблему». Речь здесь идет о геополитике. «Газ – это политика, а большой газ – это большая политика». Обращаясь к европейского сообществу, Ющенко сказал, что в Украине еще не родился и никогда не родится политик, который перекроет кран на пути движения газа через его страну в Европу. Глава Украины поблагодарил чешского премьер – министра за колоссальный труд по улаживанию газового конфликта. Далее он сказал, что Украина подписала газовый договор с Россией, являющийся, на его взгляд, достаточно непростым и непонятым. Но его страна будет договор выполнять, хотя он не отражает выход на рыночные отношения в вопросах цены на газ, так как Украина взяла на себя обязательство оплачивать в 1-ом квартале сверхрыночную цену – 450 долларов США за один куб. м. Ни одна европейская страна не имеет такой цены. В то же время Украина взимает в несколько раз более низкую оплату за транзит российского газа, чем другие европейские государства.
По словам выступившего премьер-министр Чехии Мирека Тополянека, газовый кризис еще не до конца ликвидирован, в частности, применительно к Польше. Говоря о том, что Польша и Чехия уже 20 лет развиваются как независимые государства, Тополянек подчеркнул, что их свобода и независимость сегодня, к сожалению, зависят от поставок нефти и газа. Выступавший отметил, что в рамках чешского председательства совершит «два шага». Во-первых, он «будет убеждать в переговорах с европейскими коллегами, что необходимо углубление дальнейшего сотрудничества с Украиной, в том числе и в евроатлантическом направлении».
– Вторым шагом будет тест европейской интеграции, попытка разрешения вопроса совместной энергетической политики, особенно в области нефти и газа, – подчеркнул чешский премьер.
Анализируя ход Вроцлавского мини-саммита, польские аналитики сожалеют, что на нем недоставало российского партнера. Несмотря на предпринимаемые усилия, сегодня трудно найти альтернативу для российского газа. Польша, в частности, восполняет недопоставки голубого топлива (нехватка оценивается в 16 процентов) из различных других источников, пути газа из которых очень сложные. Однако в Польше сегодня нет поводов для паники.