20.01.2009
После событий в Риге сценарий массовых беспорядков повторился 16 января и в Вильнюсе. Причем, по сообщениям литовских СМИ, события в определенном смысле выглядели более впечатляющими. Об этом свидетельствовали и присутствовавшие в Литве латвийские журналисты. Согласно многим источникам, по Сейму стреляли боевыми пулями. Атаковавшие литовский парламент митингующие бросали не только снег и камни, но и стеклянные бутылки, яйца, петарды и даже «коктейли Молотова». В ответ силы полиции и спецназ стали забрасывать толпу дымовыми шашками, пустили слезоточивый газ и начали стрелять резиновыми пулями. К вечеру парламент, который к тому времени был очищен от толпы и охранялся усиленными нарядами полиции и спецназа с овчарками, выглядел ужасающе: литовские телеканалы показывали полностью разоренный фасад Сейма и подступы к нему в горах стекла со следами яичного желтка и крови…
Официальные лица от толпы прятались, но проверенным журналистам охотно раздавали интервью. Так, вице-спикер Сейма Раймондас Шукис рассказал телерепортерам, что его «кабинет полон осколков стекла. Очевидно, что митинг вылился в неуправляемые беспорядки. Они кем-то инициированы, к ним должны применяться специальные средства». Единственный же, кто вышел к протестующим – бывший мэр Вильнюса, а ныне председатель Союза либералов и центра, который входит в правящую коалицию, Артурас Зуокас – был немедленно забросан яйцами, которые разбивались о его голову. Люди скандировали: «Вор!» и кричали спрятавшимся в здании членам парламента: «Воры, вон!».
По официальным данным, в акции приняло участия 7 тысяч человек, однако некоторые источники говорят о 10 тысячах и более. Как сообщил генеральный комиссар литовской полиции Визгирдас Теличенас, было арестовано 86 человек, ранено во время беспорядков – 19, среди них четверо полицейских. Материальный ущерб от беспорядков в Вильнюсе оценивается в 2 миллиона литов. Мятежники разбили около сотни окон Сейма, в том числе окна залов заседаний Сейма, кабинетов вице-спикеров Ирена Дягутене, Раймондаса Шукиса и (что весьма анекдотично) старосты фракции партии «Порядок и справедливость» Валентинаса Мазурониса. Согласно заявлению руководителей государства, убытки должны будут покрыть те, кто нанес ущерб.
Но «смута» в Литве столицей отнюдь не ограничилась. Акции протеста 16 января прошли и в других городах страны-соседки Союзного государства. Так, в Шяуляе – четвертом по величине городе Литвы – тысячи людей вышли на несанкционированный митинг к мэрии протестовать против бедности и политики властей, которые хотят спасать экономику за счет рядовых граждан, а не богатых. Хотя таких беспорядков, как в Вильнюсе, здесь не наблюдалось, попытка взять штурмом мэрию все же была. В охранявших ее полицейских бросали снежные комья и… булочки. А в Алитусе – столице края Дзукия – толпе удалось захватить мэрию города. Митингующие заняли зал заседаний и заявили, что не уйдут, пока не состоится разговор с городским руководством. В Каунасе небольшая группа людей явилась с требованиями к мэрии, здесь эксцессов не наблюдалось. 17 января акции протеста прокатились и в третьем по величине городе Литвы Клайпеде.
В оценке прошедших беспорядков официальный Вильнюс традиционно избрал тактику «злого и доброго полицейского». Премьер Литвы Андрюс Кубилюс заявил, что беспорядки были спланированы, и дал понять, что их организатором мог быть руководитель радикальной левой партии «Фронт» Альгирдас Палецкис (в ответ бывший глава Вильнюсского отделения социал-демократов, ныне изгнанный из партии, заявил, что за такие слова подаст на премьера в суд). На экстренном совещании с участием руководства страны и ее правоохранительных органов Кубилюс подчеркнул: «Правительство сделает все, чтобы организаторы погромов были наказаны по всей строгости закона. Статья, хочу напомнить, достаточно строгая – до 6-ти лет, если не больше. Подобные действия не остановят коалицию и действий, которые мы должны осуществить». В свою очередь, президент Литвы Валдас Адамкус в тот же вечер заявил следующее: «Я за диалог, который должен вестись не с помощью уличных беспорядков, столкновений, но путем нормального, спокойного диалога между людьми и правительством». Причем президент «до определенной степени» согласен с мнением, что власть в Литве оторвалась от людей.
Хотя социологи прежде говорили, что в Литве еще не пришло время митингов, после беспорядков у Сейма они признали, что положение хуже, чем предполагалось. «Пятничные беспорядки, кажется, были определены двумя фактами, – отмечает социолог Владас Гайдис. – Во-первых, рост числа безработных, опасность лишиться работы. Во-вторых, рост платы за коммунальные услуги. Я полагал, что ситуация лучше». Директор Института международных отношений и политических наук (ИМОПЛ) Вильнюсского университета Раймундас Лопата, комментируя митинг, заявил, что «это должно быть сигналом не только нашим политикам, но и всем другим силам». Он сказал, что не надо искать теорию заговора, в таком случае верх берет «неуправляемый человек», для которого хулиганство является просто хорошим поводом показать себя. По мнению директора ИМОПЛ, этот закончившийся беспорядками митинг – сигнал теперешним властям, символ недостатка или отсутствия общения, диалога между властями и гражданами.
Конечно же, нашлись и силы, стремящиеся по-своему интерпретировать события минувшей пятницы. Уже к вечеру 16 января появились первые признаки того, что в трактовке событий не обойдется без традиционной в Прибалтике «русской карты». На страницах литовских сайтов запестрели «свидетельства очевидцев», как «часть русскоязычных смутьянов, накупив в находящемся рядом с Сеймом супермаркете «Максима» не только яиц, но и алкоголя, собирались во дворе упомянутого магазина». Интернет-портал Balsas.lt к вечеру напечатал статью «Разжигатели беспорядков – сопутствующие Москве силы?», в которой подчеркнул: «Премьер-министр Андрюс Кубилюс хотя и согласен, что его правительство не все сделало вовремя и качественно, а вся тяжесть налогов не была разделена абсолютно правильно и солидарно, просит людей Литвы не поддаваться на разжигание розни, которая имела место во времена разгула «Единства». (Поясним, «Единство» – состоявшая в основном из русскоязычных граждан Литвы организация времен краха СССР, которая выступала на стороне Москвы.) По мнению Кубилюса, за спиной инициаторов беспорядков чувствуется «твердый организационный хребет», «похожий почерк разжигателей беспорядков виден во всех государствах Прибалтики».
Впрочем, директор Института гражданского общества Дарюс Куолис в ответ на комментарии, что беспорядки в Вильнюсе – провокация «сопутствующих Москве сил», ответил: несмотря на такую возможность, «самая большая ответственность все же ложится на власть, которой не хватило способности выйти на диалог с обществом». Кроме того, спецслужбы Литвы не выполнили своей задачи: не проанализировали ситуации, не предупредили власти. Данный тезис любопытно парировал бывший работник Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) Имантас Мялянас: в настоящее время ДГБ не способен кого-либо предупредить и что-либо анализировать, так как «он слишком занят обслуживанием групповых интересов и желанием угодить власти». Стоит ли удивляться, что накануне беспорядков шеф госбезопасности Повилас Малакаускас сообщил: ДГБ не располагает информацией о том, что кто-то в Вильнюсе планирует учинить беспорядки.
Беспорядки, которые не должны были произойти, не только произошли, но и превысили все ожидания. Они шокировали Литву своим масштабом и организованностью. А сегодня сами сотрудники литовской полиции угрожают акциями протеста. В то время, как полицейские – одни из наименее оплачиваемых госслужащих в Литве, отчего ощущается острая нехватка персонала, правительство намерено сократить расходы на полицию и сократить ее персонал еще больше. Акции протеста со стороны полицейских могут начаться в конце марта, если правительство не примет меры, направленные на обеспечение должной работы полиции. Известно, что во время экономического кризиса во многих странах отмечается рост преступности. Аналитики прогнозируют рост нарушений общественного порядка, краж, случаев разбоя. По словам представителей полиции, кризис – прекрасное время для расцвета организованной преступности. Поэтому в странах Европы решено не урезать бюджетные ассигнования правоохранительным учреждениям, либо сокращать их минимально. Например, эстонцы, оказавшись в экономически сложной ситуации, сумели выделить полиции из бюджета даже на 1 процент больше средств. В Литве же, как сообщил председатель Национального объединения профсоюзов должностных лиц Витаутас Бакас, «правительство, наоборот, планирует сокращать выделяемые полиции средства. Возможно, придется уволить много сотрудников среднего звена, которые делают самую важную работу».
Итак, «протестный шторм» в Литве будет лишь нарастать. Уже известно, что и Литовская ассоциация мелких предпринимателей и торговцев (ЛАМПТ) планирует провести 3 февраля у стен все того же Сейма Литвы многотысячный митинг недовольных политикой правительства бизнесменов. Как пояснила глава ЛАМПТ Зита Сорокене, «нам ничего другого не остается, на митинге мы выразим свое требование прекратить политику убийства бизнеса, изменить налоговую систему». Мелких предпринимателей больше всего возмутило повышение стоимости предпринимательских удостоверений (ранее правительство планировало вообще их упразднить) и 9-процентный годовой налог с оборота в целях страхования здоровья. С нынешнего января НДС в Литве вырос с 18 процентов (а для льготных отраслей с 5 процентов) до 19-ти, тариф налога на прибыль повысился с 15 до 20 процентов. Планировалось даже введение ежемесячной платы за каждый используемый предприятием автомобиль (правда, на эти планы наложил вето президент, а Сейм 15 января одобрил президентское решение).