19.01.2009
Кто будет главным игроком на мировой арене в XXI веке? Как известно, большинство футурологов отдают предпочтение Китаю, предрекая закат США. А вот, как указывает польский еженедельник «Пульс бизнеса» (« Puls biznesu »), известный американский политолог и основатель института Стрэтфор ( Stratfor ) Джордж Фридман ( George Friedman ) в своей недавно выпущенной книге «Грядущие 100 лет» ( „ The Next 100 Years ”) видит будущее мира по-другому. Фридман считает ошибочным принятие почти за аксиому утверждения, что именно Китай станет через 100 лет одной из самых могущественных держав и главным соперником США и подкрепляет свое суждение тремя тезисами. По его мнению, достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, что Китай является географически изолированной страной. Во-вторых, он на протяжении столетий не был мощной морской державой, а строительство высокоэффективного флота требует очень длительного времени. В-третьих, Китай по сути своей является нестабильной страной. Как только она открывается миру, прибрежные территории быстро развиваются и обогащаются, а большая часть внутренних регионов остаются бедными. Это ведет к напряженности, конфликтам и дестабилизации, а также к доминированию политики над экономикой, что генерирует коррупцию и неэффективность.
Фридман считает, что США удержат доминирующую глобальную позицию в мире в XXI веке. По его мнению, до уровня главных актеров на международной сцене вырастут Польша, Турция, Мексика и Япония. В случае Польши на рост ее роли повлияет уменьшающееся значение Германии. Хотя экономика этой страны крупная, она потеряла динамику, что проявилось в последние две декады. Плюс к этому население Германии будет резко сокращаться в ближайшие 50 лет, что тем самым будет ослаблять ее экономическую мощь. Фридман аргументирует, что нажим, оказываемый на Польшу со стороны России приведет к тому, что она станет во главе государств, заинтересованных в ограничении роли последней. К тому же Польша сможет рассчитывать на поддержку США, в интересах которых будет экономическое и технологическое укрепление своего союзника над Бугом.
Фридман считает, что проблемы с уменьшающейся численностью народонаселения Японии вынудят эту страну открыть границы и принять эмигрантов в качестве движущей силы экономики.
Американский политолог также придерживается мнения, что в будущем Турция станет островом стабильности в регионе, поскольку окружена с одной стороны Балканами, с другой – регионом Кавказа, с третьей – арабским миром. Стабильность Турции будет положительно влиять на ее экономическую и военную силу и по истечению времени будет расти роль этого государства на мировой арене.
Роль Мексики будет расти, в частности, благодаря сокращению народонаселения в высокоразвитых странах. Фридман предвидит, что в перспективе США будут соперничать за то, чтобы заполучить как можно больше иммигрантов из этой страны. Миграция мексиканцев на север приведет к тому, что они станут доминирующим населением на территории, которые Мексика потеряла в XIX веке в пользу США. Фридман утверждает, что это может вызвать напряжение между обоими государствами. По мнению политолога, до серьезной конфронтации между США и Мексикой может дойти к 2080 года, и она не утихнет до конца столетия.