Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Союзное государство – важный фактор геополитической стабильности

С распадом СССР, образовавшиеся независимые республики оказались в одинаково драматичных условиях. Начались грандиозные геополитические сдвиги с непредвиденными последствиями . Добившись независимости, государства оказались один на один со своей свободой и отсутствием опыта ведения собственной внешней политики. Перестала существовать главная геополитическая ось биполярного мира «восток – запад». Падение «великой страны», которая удерживала биполярный мир в равновесии, обернулось дезинтеграцией в пространстве молодых независимых республик и шаткой ситуацией в мире, так как после падения «железного занавеса» существование равновесия в мире стало невозможным.

С распадом СССР, образовавшиеся независимые республики оказались в одинаково драматичных условиях. Начались грандиозные геополитические сдвиги с непредвиденными последствиями . Добившись независимости, государства оказались один на один со своей свободой и отсутствием опыта ведения собственной внешней политики. Перестала существовать главная геополитическая ось биполярного мира «восток – запад». Падение «великой страны», которая удерживала биполярный мир в равновесии, обернулось дезинтеграцией в пространстве молодых независимых республик и шаткой ситуацией в мире, так как после падения «железного занавеса» существование равновесия в мире стало невозможным.

Распад СССР, сопровождался кризисом в постсоветских государствах, который выражался в ностальгии о советском прошлом, вере в светлое будущее или, наоборот, в искусственном повышении самосознания общества относительно прозападных иллюзий. Но, несмотря на различные пути приспособления к современным реалиям жизни, объединенные многовековыми традициями и общностью геополитических интересов, бывшие советские республики просто «обречены» на взаимопонимание, согласие и сотрудничество.

Реалии геополитического положения Беларуси сегодня – экономическая и политическая интеграция в системе СНГ и, прежде всего, в рамках так называемого «восточнославянского треугольника». Общее прошлое, объединяющее два государства, сделало возможным образование Союза России и Беларуси, как примера свободного и равноправного сотрудничества суверенных государств на постсоветском пространстве. Российско-белорусская интеграция основана на сознательных действиях правительств обеих стран по усилению своего внешнеполитического положения.

Интеграционную политику России и Беларуси невозможно объяснить только экономической составляющей. Как бы настойчиво оппоненты Союзного государства Беларуси и России ни делали акцент на важности экономической составляющей интеграции, трудно представить эффективное экономическое развитие и преобразование в обеих странах без благоприятной геополитической позиции, чему и способствует создание новой союзной общности.

В докладе Совета по внешней и оборонной политике 1999 года «О российско-белорусской интеграции» отмечалось, что в результате интеграции с Беларусью Россия получит ряд неоспоримых геополитических выгод: непосредственный выход к границам Центрально-европейского региона; устранение потенциальной угрозы создания, так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции России; укрепление позиций России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами в Европе; увеличение военных возможностей государства.

В том же докладе говорилось, что хотя военное сотрудничество двух государств не рассматривается в качестве главной движущей силы интеграции России и Беларуси, все же с геополитической и стратегической точек зрения замедление политической и военно-политической интеграции с Беларусью чревато ослаблением позиций России и в СНГ, и в Европе.

Важность геополитических последствий создания Союзного государства осознавалось и осознается и западными стратегами. В целях нейтрализации его негативного воздействия на Запад объектом своей критики они пытаются найти наиболее уязвимые факторы во внутриполитической ситуации обеих сторон. В ход идут рассуждения об отсутствии демократии в обеих государствах, зависимости Беларуси от России, «имперских амбициях» России и др. При этом европейские страны и США четко осознают стратегическую важность Беларуси и готовы бороться за то, чтобы она не оставалась в российской сфере влияния.

И поэтому можно сделать вывод, что в Беларуси сталкиваются интересы многих государств, это объясняется геополитическим положением государства. Западные эксперты не прочь рассмотреть Беларусь в качестве «прифронтового» государства, которое необходимо перетянуть на свою сторону, чтобы ослабить Россию и одержать верх в российско-западном противостоянии. Но подобные попытки Запада и его прислужников, как в России, так и в Беларуси, обречены на провал. Создание и развитие Союзного государства, несмотря на возникшие проблемы союзного строительства (ведь ломать не строить) – это важный аспект внешнеполитической деятельности в условиях многополярного мира, как для России, так и для Беларуси. О бъективно оценивая результаты десяти лет работы, А.Лукашенко с уверенностью отметил: «Союзное государство – это не химера, а реальное и наиболее продвинутое интеграционное формирование на постсоветском пространстве. Оно отнюдь не исчерпало себя, и у него есть очевидные перспективы». Есть надежды, что новые интеграционные процессы обретут необходимую силу.

Екатерина Козыревич , студентка инженерно-экономического факультета Белорусского государственного технологического университета