Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Мистраль: купить иль не купить

Российский Военно-морской флот пополниться новыми кораблями. Сейчас на стапелях в разной степени готовности строятся новейшие корабли. Тем не менее, наиболее тяжёлыми строящимися на данный момент боевыми кораблями являются фрегаты проекта 22350 (две единицы), первый из которых должен войти в состав флота в 2011 году, а второй был только заложен осенью 2009 года. Остальные спускаемые и строящиеся корабли – более мелких классов: корветы, сторожевые корабли и просто катера, – являются кораблями преимущественно морской и прибрежной зоны, и, следовательно, не способны обеспечить должное присутствие в океанской зоне.

Российский Военно-морской флот пополниться новыми кораблями. Сейчас на стапелях в разной степени готовности строятся новейшие корабли. Тем не менее, наиболее тяжёлыми строящимися на данный момент боевыми кораблями являются фрегаты проекта 22350 (две единицы), первый из которых должен войти в состав флота в 2011 году, а второй был только заложен осенью 2009 года. Остальные спускаемые и строящиеся корабли – более мелких классов: корветы, сторожевые корабли и просто катера, – являются кораблями преимущественно морской и прибрежной зоны, и, следовательно, не способны обеспечить должное присутствие в океанской зоне.

Корабли же океанского класса, такие как эсминцы, крейсера и авианосцы, стоящие на вооружении ВМФ России, достались ей по наследству. Часть из них в 90-ые была законсервирована. Сейчас, когда российский флот отчаянно нуждается в кораблях океанской зоны, был запущен процесс расконсервации ранее законсервированных единиц. В частности, в ближайшие месяцы на Северный флот должен вернуться большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». Напомним, БПК «Вице-адмирал Кулаков», второй корабль проекта 1155, вошел в строй в 1982 году. До 1991 года он нес службу в составе Северного флота. В марте 1991 года БПК был поставлен на средний ремонт, который в итоге превратился в капитальный и затянулся более чем на 18 лет.

Между тем, даже не вооружённым взглядом видно, что предпринимаемые шаги являются, по сути, полумерами. При существующем темпе обновления, к 2025 году российский ВМФ будет насчитывать не более 15-20 корветов и 7-8 фрегатов нового поколения. Для сравнения, в составе ВМФ Италии на данный момент несут службу 12 фрегатов и 8 корветов. Это при том, что морские границы Италии в сотни раз меньше чем российские.

В этих условиях командование российского флота заявило о возможности закупок кораблей океанской зоны за рубежом. Речь идёт о приобретении универсального десантного корабля. Хотя на текущий момент тендер ещё не объявлен, основным и наиболее вероятным претендентом на победу является французский десантный корабль типа «Мистраль». И об этом уже есть смысл поговорить более подробно.

Любая покупка корабля океанской зоны в мире является громким событием, так как способно значительно изменить тактический, а то и стратегический расклад сил в регионе. Однако в данном случае на наших глазах рождается прецедент. Уже сейчас общественное мнение в России разделилось на противников и сторонников такого приобретения. Доводы довольно традиционные: от «купим Мистраль – развалим свой флотский ВПК», до «строить долго, а десантные корабли нужны уже вчера». Конечно, когда такая страна, как Россия закупает по большому счёту стратегическое оружие (а десантный корабль – это не партия беспилотников, купленных у Израиля) – это тревожный звоночек, свидетельствующий о проблемах в собственном ВПК. С другой стороны, не сказать, что Россия никогда не закупала военных кораблей за рубежом, достаточно вспомнить тот же легендарный «Варяг».

На самом деле, как ни странно, само по себе решение о покупке за рубежом корабля такого класса не вызывает смущения. И вот почему: российская корабелостроительная отрасль, как наследница СССР, никогда не строила кораблей подобного класса, поэтому собственных традиций нет. Мистраль не только десантный корабль, но и вертолётоносец, то есть способен поддерживать войска с воздуха. Те вертолётоносцы, которые до этого строились в СССР, являлись противолодочными кораблями, а десантные корабли проектов 1171 и 775 не базировали вертолёты.

Конечно, при соответствующем финансировании такая задача российскому ВПК по плечу, но, как известно, время – деньги. Тут нужно отметить, что часть научно-промышленного потенциала уже работает над разработкой проекта авианосца, что характерно, тоже с нуля, так как будущий корабль будет принципиально отличаться от кораблей проекта 1143.5 (единственный действующий корабль данного проекта – «Адмирал Кузнецов»), который по большому счёту являлся авианесущим крейсером. Покупая один Мистраль, Россия покупает и техническую документацию для постройки ещё четырёх кораблей данного типа – это одно из условий сделки. То есть, грубо говоря, покупает технологии, а это большой плюс, который скорее способен придать импульс собственной корабелостроительной школе. Кроме того, намерение построить ещё 4 корабля у себя загрузит российские верфи, и, главное, станет толчком к обновлению материально-производственной базы.

Однако суть вопроса в другом: нужен ли России корабль типа «Мистраль», то есть универсальный десантный корабль? Применение кораблей такого класса должно быть чётко прописано в военной доктрине, а её нет. Это – раз. Во-вторых, у России на данный момент нет опыта использования кораблей подобного типа. Не получиться ли в случае с Мистралем ситуация, когда микроскопом будут забивать гвозди? Наконец, есть ли на данный момент у России вероятные театры военных действий, где необходимы корабли подобного типа? Чётких ответов на данные вопросы нет. Впрочем, тендер так же ещё не объявлен. Тем не менее, как бы ни разворачивались события, остаётся надеяться, что страсти по Мистралю останутся полезным исключением, наплавленным на развитие собственного ВПК, нежели станут правилом.

Дмитрий Вукович