Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Ю.Шувалов: для устойчивого развития требуется интеграция

29 июня в Казани с участием российских и зарубежных парламентариев и ­экспертов пройдёт международная конференция «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы». В её рамках состоится «круглый стол» Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) «Евразийская идеология как основа континентальной интеграции». О целях и задачах этих мероприятий, о роли общественности и экспертного сообщества в евразийской интеграции рассказывает координатор ЦСКП, руководитель Управления по связям с общественностью Аппарата Государственной Думы, член Высшего совета партии­ «Единая Россия» Юрий Шувалов.

29 июня в Казани с участием российских и зарубежных парламентариев и ­экспертов пройдёт международная конференция «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы». В её рамках состоится «круглый стол» Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) «Евразийская идеология как основа континентальной интеграции». О целях и задачах этих мероприятий, о роли общественности и экспертного сообщества в евразийской интеграции рассказывает координатор ЦСКП, руководитель Управления по связям с общественностью Аппарата Государственной Думы, член Высшего совета партии­ «Единая Россия» Юрий Шувалов.

– Процессы межгосударственной интеграции – это основной тренд, определяющий будущее евразийского континента. Глобализация породила и новые возможности, и риски, которые надо уметь оценить, спрогнозировать и преодолевать. На пространстве евразийского материка риски и вызовы – экономические, демографические, культурные, ресурсные, экологические – сконцентрированы и сплетены настолько густо, а суверенных субъектов принятия решений, то есть независимых государств, так много, что растёт необходимость привлечения общества и бизнес-кругов к формированию повестки дня для властей стран, к выработке и всестороннему анализу решений до того, как они начинают выполняться государствами. Создание и обсуждение этого контента должны проходить в регулярном режиме. Для этого проводятся конференция и «круглый стол» в Казани. Начинают действовать и постоянные интеллектуальные центры для обсуждения евразийской интеграционной повестки. Весной этого года на базе партийных дискуссионных площадок партии «Единая Россия» была создана Конфедерация общественных сил за евразийскую интеграцию. Сейчас она проходит регистрацию как международная организация. Её задача – стать своеобразной евразийской Общественной палатой.

Хотел бы отметить не только «международность», но и мультипартийность нашего движения. Отрадно видеть, что по большинству внешнеполитических вопросов существует высокая степень согласия не только среди российских парламентских партий, но и среди наиболее значительных политических сил, не представленных в Государственной Думе.

Сегодня очень важна духовная составляющая интеграции с опорой на традиционные вековые ценности народов. Мы должны создать континентальный мировоззренческий союз без довлеющей и жёстко насаждаемой кем-либо идеологии. Без этой духовной составляющей, основанной на глубочайшем уважении к культурам соседей по континенту, мы не сможем обеспечить устойчивое развитие ни на пространстве ЕЭП, ни в более широких географических рамках.

Говоря об этом духовном, культурном аспекте, должен сказать, что среди политиков сегодняшнего дня, как мне представляется, выдающимся интегратором-практиком является Минтимер Шарипович Шаймиев. В сложное время он стабилизировал ситуацию в Республике Татарстан и всегда стремился создать в республике одинаково уважительное отношение ко всем национальным культурам и традиционным вероисповеданиям. Благодаря работе Минтимера Шаймиева Казань вполне могла бы стать столицей евразийской интеграции как в государственном, так и в общественном измерении.

– Так сложилось, что в идее Евразийского союза многие комментаторы, особенно в Восточной и Центральной Европе, видят завуалированную российскую экспансию. Это оправданно?

– Интеграция оставляет и расширяет возможности для экспансии в позитивном смысле всем её участникам. Это – стратегический проект для всех. Для многих предприятий Беларуси и Казахстана снятие таможенных границ в рамках Таможенного союза и ЕЭП привело к большому расширению рынка, создало доступ к госзакупкам вне страны регистрации. Многие российские предприятия, и не только сырьевые, также расширили свои возможности. Взрывной рост товарооборота между тремя странами усилил экономику каждой из них. Я бы сказал, что интеграция расширяет рынки, увеличивает пространство конкуренции производителей товаров и услуг. В выигрыше – и призводство, и потребители. Важно лишь внимательно мониторить ситуацию и быстро выявлять проблемы, оперативно решать их, в том числе и в законодательной плоскости на национальном и наднациональном уровне. В этом году начала действовать Евразийская комиссия как управляющий орган. Председателю Государственной Думы Сергею Евгеньевичу Нарышкину принадлежит идея создания Евразийского парламента. Уверен, что вскоре она будет реализована с учётом опыта работы Парламентского собрания Союзного государства и Межпарламентской ассамблеи СНГ.

– Некоторые политики в ряде сопредельных стран – в частности, это касается Украины – скептически относятся к евразийской интеграции, ссылаясь на ментальную близость к Европе и свой европейский выбор, желание быть стопроцентными европейцами…

– Восток – Запад, Европа – Азия… Это ложные альтернативы и устаревшие подходы, основанные на каком-то реликтовом, оставшемся чуть ли не в XIX веке восприятии мира, непонимании глобальных процессов и неготовности принять к сведению реальность. А реальность в том, что по всему миру расходятся китайские потребительские товары, по всему миру ходят в костюмах европейского покроя и придуманных в Америке джинсах (тоже, как правило, китайского производства), пьют латиноамериканский кофе и индийский чай. Да, кому-то может быть эстетически ближе западноевропейская культура, ухоженные старые части европейских городов, дворцы, зам­ки, быт, живопись, музыка Баха и Моцарта, винные погреба, надписи на латинице и тому подобное. Но интеграция – не дело вкуса, это источник развития, а в какой-то степени и просто способ выживания. Зададим также себе вопрос: далеко ли Украина от Казахстана? Так вот, по прямой, если считать от востока Луганской области до западной границы Казахстана, будет примерно 480 километров. Это где-то в два раза ближе, чем от казахстанской границы до Москвы. И конечно, можно закрываться и прятаться от перспективных рынков за своей «европейскостью», но незачем потом удивляться, что соседние страны обгоняют по конкурентоспособности, по доходам людей, по производственному и человеческому капиталу. Так и собственный рынок можно упустить.

Когда-то португальцы считали Турцию и Ливан далёким Востоком. А для хорватов Марокко – это Восток? Нет, географически это самый настоящий, далёкий Запад. Так что всё это и раньше было достаточно условно, а теперь идеи вроде: «Не хотим интеграции с Востоком, там – Азия и отсталость!» – выглядят просто нелепо. Особенно с появлением в Азии нескольких стран – лидеров мировой экономики.

– При слове «евразийство» у многих сразу же возникает в памяти фигура историка и культуролога Льва Гумилёва. Как сегодня можно оценить его мысли, его идейное наследие?

– Как очень серьёзное, заслуживающее самого внимательного изучения, как комплекс в значительной степени подтвердившихся ходом истории прогнозов. Но мы понимаем, что идеи Льва Гумилёва в основном относились к историко-культурной и эстетической плоскости. А мы сегодня должны решать не только гуманитарные, но и совершенно конкретные политико-экономические проблемы, связанные с ростом населения материка, его потребностей при всё большем дефиците многих жизненно важных ресурсов, с экологическими вызовами. Наконец, мы понимаем, что старыми методами человечество просто не может больше развиваться, что мы стоим перед необходимостью смены и мировоззрения, и самого образа жизни. Смены не в плане отрицания вековых базовых ценностей, а в приложении этих ценностей к задачам сегодняшнего дня. И именно евразийское, континентальное мышление, без отбрасывания, конечно, всего остального земного шара, должно помочь нам в выработке и нового мировоззрения, и образа жизни, который позволит экономить все Богом нам данные ресурсы, развивать именно духовную, культурную составляющую нашего бытия.

Хочу подчеркнуть: сторонники широкой континентальной интеграции никому себя не противопоставляют. Обычно подразумевается, что евразийский подход автоматически противостоит атлантизму, противостоит США или англо-саксонскому миру. На самом деле это совсем не так, всё куда сложнее и ни о каком противостоянии речь не идёт. Американская элита создала очень хороший экспертно-аналитический аппарат для принятия внешнеполитических решений и умеет отстаивать интересы своей страны, как она их понимает. Проблема в том, что эти интересы просто в силу географии всё-таки отличаются от интересов стран Евразии – континента, где переплелись десятки жизненных укладов, десятки древнейших культур и где между многими государствами нет никаких, как говорили раньше, «естественных границ». Осознание общих объективных интересов стран самого большого континента – важнейшая задача их элит, их общественности. Евразийская конфедерация как неправительственная наднациональная общественная организация намерена способствовать достижению этой цели.

Осознание общих объективных интересов стран самого большого континента – важнейшая задача их элит, их общественности.

«Парламентская газета», 29.6.12