Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Союзный потенциал

Встречая очередную годовщину Дня единения народов Беларуси и России, мы должны говорить и о наших достижениях, и о тех проблемных вопросах, которые пока еще не удалось решить, считает председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, депутат Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России В.Попов.

Встречая очередную годовщину Дня единения народов Беларуси и России, мы должны говорить и о наших достижениях, и о тех проблемных вопросах, которые пока еще не удалось решить, считает председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, депутат Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России В.Попов.

Белорусский парламентарий особо отметил тот факт, что в 2011 году торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с Российской Федерацией достигло наивысшего уровня за всю историю белорусско-российских отношений. Объем двусторонней торговли товарами и услугами превысил рекордный уровень докризисного 2008 года и составил почти 40 миллиардов долларов. 32 процента всего белорусского экспорта идет в Россию. Маховик раскручен, и тому подтверждение итоги января 2012 года. Только за этот месяц внешнеторговый оборот Беларуси с Россией составил 3,2 миллиарда долларов и вырос по сравнению с январем 2011 года в полтора раза.

В связи с интеграцией в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства возникает вопрос о роли Союзного государства и его будущем. «Я убежден, что этот интеграционный проект не исчерпал своих возможностей, более того, опыт Союзного государства весьма востребован в решении тех или иных проблем. Союзное государство далеко продвинулось в военной и таможенной сферах, в вопросах пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования. Таможенная «тройка» только в начале пути, и на базе Союзного государства необходимо отрабатывать дальнейшие шаги по созданию Евразийского экономического союза», – подчеркнул Вадим Попов.

По его словам, в прошлом году Беларуси и России удалось решить сложные проблемы по поставкам газа и нефти, и если продолжим снимать напряженные моменты, то интеграция, отработка форм управления начнут продвигаться более быстрыми темпами, будь-то принятие Конституционного акта, или, например, вопросы выхода на единую валюту. Без валютного сотрудничества в перспективе будет сложнее, в том числе в рамках таможенной тройки и ЕЭП, поскольку с ростом взаимной торговли увеличиваются и издержки на обменных валютных операциях. Поэтому надо активнее обсуждать перспективу создания валютного союза для взаиморасчетов между государствами.

Однако главное, что пока не удалось – определить механизм и форму учета союзной собственности, отметил белорусский парламентарий. Принято соответствующее соглашение, проведены внутригосударственные процедуры по этой части. Однако, на этом работа остановилась. А ведь этот мощный ресурс надо включать в реализацию союзных программ, брать под него кредиты, оформлять в залог и так далее.

«Что касается союзного бюджета и его возможностей. У нас, действительно, более пяти миллиардов российских рублей в общий бюджет поступает. Но дело не в деньгах, а в дефиците четко и быстро отработанных, востребованных программ, – считает Вадим Попов. – Из союзного бюджета сейчас финансируется 40 программ и мероприятий, а могли бы и 100. Но для наполнения бюджета и повышения эффективности использования этих средств необходимо сокращать сроки подготовки и согласования союзных программ минимум в два раза. По существующему порядку на разработку совместных программ уходит около трех лет. За это время они устаревают, теряют свою актуальность, и к ним пропадает интерес».

«Мы почти три года создавали механизм принятия бюджета, чтобы утверждать его до начала календарного года, и решили наконец эту проблему. Последние пять лет бюджет принимается заблаговременно. Вот такой механизм должен быть при разработке и внесении программы. Поступила программа – в течение года по ней должно быть принято решение. И точка. Тогда появится интерес работать с этой программой, и ее исполнители смогут приступать к реализации проекта без задержек. А это, в свою очередь, приведет к увеличению размера бюджета Союзного государства», – сказал Вадим Попов.

По мнению депутата, а кцент надо делать на развитии нано- и биотехнологий, образовательных программах, совместных прорывных проектах, которые дают мультипликативный эффект. «Возьмите, например, программу освоения космоса. Некоторые считают ее чуть ли не блажью, но работа в этом направлении принесет огромную пользу не только Беларуси и России. Мы сможем не только получать массу полезной и нужной информации для всех отраслей народного хозяйства, но и иметь на этом большую коммерческую выгоду», – подчеркнул депутат.

И еще один важный момент. «С этого года необходимо усиливать информационное обеспечение союзного строительства на всех этапах, смелее выходить с предложениями о том, что настало время Высшему Госсовету Союзного государства рассмотреть два принципиальных вопроса, касающихся принципов конституционного строительства и структуризации органов управления. На первом этапе нужно создать союзный парламент с полномочиями принятия законов прямого действия и союзное правительство, которое в рамках союзной собственности действовало бы самостоятельно, – считает Вадим Попов. – Объединение ресурсов государств-участников в рамках Союзного государства, с одной стороны, формирует наши конкурентные преимущества в сфере промышленности, науки и технологии. С другой, открывает возможности для финансового сотрудничества с международными институтами и банками. Все это в конечном итоге пойдет на пользу нашим народам».