Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Европейский вектор

Вильнюсский саммит "Восточного партнерства" даже западные политики и эксперты расценили как геополитический провал Евросоюза. Главным событием, конечно же, стал отказ Украины подписывать соглашение об ассоциации с ЕС.

Вильнюсский саммит "Восточного партнерства" даже западные политики и эксперты расценили как геополитический провал Евросоюза. Главным событием, конечно же, стал отказ Украины подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Ранее от парафирования документа отказалась Армения. Уже на самом саммите эстафету от Еревана и Киева подхватил Азербайджан. И в таком повороте событий на самом деле нет ничего удивительного. За пять лет существования программы "Восточного партнерства" мы так и не увидели эффективных интеграционных проектов, способствующих укреплению подлинно партнерских отношений между ЕС и странами  Восточной Европы. Во многом это связано с тем, что руководство Евросоюза демонстративно навязывает странам-партнерам свое понимание содержания и темпов реформ, тактики и стратегии взаимодействия. В результате сама идея "Восточного партнерства" оказалась дискредитирована и столкнулась с рядом принципиальных вызовов, от адекватных ответов на которые во многом зависит ее будущее. Иными словами, для того, чтобы стать эффективным инструментом внешней политики ЕС, программа "Восточного партнерства" нуждается в существенной трансформации, и эту мысль пытался донести на саммите до своих европейских коллег министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Позиция белорусской стороны неизменна: страна заинтересована и готова в развитии сотрудничества с ЕС, но на взаимовыгодной основе, с уважением национальных интересов друг друга.

Первостепенное внимание должно уделяться проектам, которые важны для простых граждан. Одна из таких инициатив -- упрощение визового режима с Евросоюзом. И белорусская делегация заявила о готовности начать переговоры по этому вопросу. Но чтобы они не остались всего лишь переговорами, чтобы началось движение вперед, европейские партнеры должны отказаться от некоторых ложных стереотипов. Один из них вытекает из противопоставления моделей политического и экономического развития.  

"Мы, страны-партнеры, разделяем общие ценности, у нас общее европейское будущее (более или менее амбициозное). Но при этом у каждого из нас наследие, история и приоритеты свои, индивидуальные, -- подчеркнул Владимир Макей. -- Мы все нацелены на проведение модернизации и реформ. Но не ради Евросоюза, а, прежде всего, для самих себя. Не важно, с Евросоюзом или без него, мы их осуществим. Да, мы иногда допускаем ошибки, и ЕС может нам помогать и содействовать. Но помогать, а не наказывать". В связи с этим политика санкций и ограничительных мер, к которой так любят прибегать в Брюсселе, априори лишена всякой логики и смысла. Она противоречит самой философии "Восточного партнерства", направленной на сближение государств. 

Чего греха таить, почти все страны "Восточного партнерства" (Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения и Молдова) интересны Европе с точки зрения контроля над транзитными потоками энергоносителей. Эти государства также рассматриваются Европой как сырьевые придатки, рынки сбыта и буферные зоны между Россией и Европой. Кроме того, ЕС ставит государствам "Восточного партнерства" крайне жесткие условия -- как в области унификации законодательства, так и в сферах промышленного производства и экспорта, наносящие серьезный ущерб местным экономикам.

По сути, в основе вовлечения постсоветских государств в эту программу лежит стремление Европы манипулировать их внутренними рынками, не беря на себя обременительных обязательств.

Не способствуют развитию программы и «пресловутые двойные стандарты», считает политический аналитик Александр Шпаковский. В ходе саммита их наличие и даже «обязательность применения» при оценке схожих ситуаций , открыто признал глава МИД Польши Радослав Сикорский, который, говоря о политике ЕС в отношении Азербайджана и Беларуси, отметил, что Азербайджан, дескать, не в Европе, потому и требований к нему меньше. "Но Ливия, Ирак и иные государства намного дальше от Европы, чем Азербайджан, однако требования к ним были столь сильны, что привели к вооруженному вмешательству. Думается, что вопрос звучит несколько иначе: «Азербайджан -- богатое нефтью государство, за его спиной стоит могущественная Турция, а за Турцией-США», потому и «требования» пана Сикорского к Азербайджану «меньше», резюмирует эксперт.

В связи с этим Владимир Макей высказался за больший учет в рамках «Восточного партнерства» специфики и потребностей стран-партнеров, а также за недопущение превращения данной инициативы в «яблоко раздора» и появления новых разделительных линий в Европе. "У партнеров не должно возникать ложного впечатления, что за возможность находиться здесь, в составе «Восточного партнерства», они должны жертвовать своими стратегическими интересами на других направлениях. Евросоюзу же не следует воспринимать эти интересы как препятствие, а тем более угрозу для достижения целей «Восточного партнерства», -- заявил глава внешнеполитического ведомства Беларуси.

Выступая в качестве моста между Таможенным союзом и Евросоюзом, Беларусь рассматривает эти два интеграционных процесса как взаимодополняющие и, в долгосрочной перспективе, конвергентные. Иными словами, идея «интеграции интеграций» и создание общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока -- это вовсе не миф, а единственная возможность избежать напряженности в Европе и в регионе. 

Очевидно, что начинать движение к подлинному партнерству следует с реальных проектов, приносящих конкретные результаты, в том числе в плане  повышения уровня благосостояния людей. Для Беларуси в приоритете экономическое сотрудничество, ведь 30 процентов белорусского экспорта приходится именно на страны Евросоюза. Именно поэтому Минск искренне заинтересован в развитии отрытого диалога, взаимовыгодного сотрудничества и подлинного партнерства с ЕС. А вот к европейским чиновникам остаются вопросы. Иногда складывается впечатление, что они не замечают, а, скорее, не хотят замечать вклада Беларуси в обеспечение общеевропейской безопасности. «Европа не имеет никаких проблем с транзитом углеводородов из России, у нас нет территориальных претензий, мы боремся с трансграничной преступностью, торговлей людьми, нелегальной миграцией. Иногда по тысяче нелегальных мигрантов задерживается на границе. Отрицать этого не может никто, поэтому надо садиться за стол, обсуждать имеющиеся проблемы и в конструктивном духе находить их решение», -- заявил Владимир Макей.

На выработку единой позиции по проблемным вопросам у Евросоюза и участников "Восточного партнерства" есть два года. Следующий саммит инициативы пройдет в 2015 году в Риге и хотелось бы верить, что он откроет новую позитивную главу в отношениях Евросоюза с Беларусью и странами Таможенного союза.