Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Владимир Якушев: «Тюменская область – регион предпринимателей и регион для предпринимателей»

Губернатор региона заявил, что Тюменская область старается выстраивать конструктивные и содержательные отношения со всеми общественными организациями

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев на встрече с главным редактором РИА «ФедералПресс» Иваном Ереминым и редактором по УрФО Дмитрием Фоминцевым был предельно откровенен. Подробно рассказал об импортозамещении, нашел плюсы в кризисе и колеблющихся ценах на нефть. Поведал, как в регионе воспитывают молодежь, в том числе и в сфере бизнеса, и какую роль играет его супруга при составлении ежедневной информационной картины о жизни региона.

Еремин: Традиционно в начале года мы проводим серию встреч с руководителями российских регионов, на которых подводим итоги уходящего года и определяем векторы социально-экономического развития регионов в целом. В 2015-м одной из важных задач, поставленных президентом, стало импортозамещение. Владимир Владимирович, что вашему региону в этом плане удалось достигнуть и с какими проблемами пришлось столкнуться?

Якушев: 2015 год стал начальной точкой отсчета в большой и тяжелой работе, в которой заняты и федеральные, и региональные, и муниципальные структуры, и товаропроизводители. За последние десятилетия, чему в немалой степени способствовали высокие цены на нефть, мы прилично экспортозаместились – утратили свои технологии, производства, интеллектуальные ресурсы. Настолько, что одномоментно заменить все, что мы импортируем из других стран, очень сложно. Эксперты и экономисты понимают, что прошедший год – это только настройка инструментария по импортозамещению, с которым в дальнейшем нам придется работать. В 2015 году мы проделали огромную работу, как и многие регионы, как раз по анализу этого состояния: и теперь мы в Тюменской области знаем, где и что мы реально сможем сделать в плане импортозамещения.

Еремин: Скачки цен на нефть сыграли свою роль в изменении структуры экономики нефтепромышленного региона?

Якушев: Скажу прямо, снижение цен на нефть позволило укрепить сотрудничество машиностроителей и нефтяников. Потому что при высокой цене на нефть – 120 долларов за баррель – нефтяникам гораздо проще купить продукцию за рубежом, и, чего греха таить, более качественную и проверенную, с более профессиональным сервисом и сопровождением. И если бы не эти экономические процессы, у нашего сервиса шансов было бы, конечно, меньше. А сейчас идет понятный диалог, когда нефтяники говорят: «нам надо вот это, но мы бы хотели получить и качественное сервисное обслуживание. Мы понимаем, что машиностроителям сложно выпустить продукцию за три месяца, поэтому даем вам полгода». И если теперь все будут покупать российское, то наше производство не должно хромать по качеству, из разряда «как умеем и что умеем, то и сделали».

Еремин: То есть за качеством производственники до этого не особо следили?

Якушев: Конечно, поэтому все настройки как раз в 2015 году и происходили. Да и многое другое, к счастью, поменялось в этой сфере. Со многих предприятий ушли так называемые красные директора, которые занимались производством советской модели: есть план, есть объем, но в плане качества, инноваций и всего остального, мягко говоря, они от этого были далеки. Пришло новое поколение руководителей, они понимают: продукция, которую заказывают нефтяники, должна быть конкурентоспособной и соответствовать самым высоким мировым стандартам. Идет огромная работа. Читаешь статьи экономистов, журналистов, претендующих на то, что они разбираются в экономике, кричат, что в прошлом году по импортозамещению ничего не сделали… А вы как хотели? В году 365 дней, а до этого мы с вами 20 лет серьезно трудились, чтобы разрушить собственное производство и покупать необходимую продукцию за валюту, а теперь решили, что за 365 дней все обратно вернем. Чудес на свете не бывает! Самое главное, что процесс идет – толчок дали и глава государства, и правительство. Слава богу, мы проснулись, начали импортозамещением заниматься и обязательно решим поставленную задачу до конца.

Фоминцев: Владимир Владимирович, ваш прогноз, какие сроки потребуются для окончательного завершения программы импортозамещения?

Якушев: Смотря что вы имеете в виду под словом «окончательно». Нужно отдельно рассматривать каждую отрасль экономики: в одной мы можем заместиться быстрее, в другой это будет сделать очень сложно. Возьмем наш главный продукт – нефть. Так вот, легкой нефти практически не осталось, вся нефть – это трудноизвлекаемые запасы, это гидроразрывы, это уже не вертикальные, а горизонтальные скважины, а там, к сожалению, все программное обеспечение американское. Вот сколько нужно времени, чтоб его заместить? Я уверен, что наши программисты самые толковые в мире и это не будет очень длительным процессом. А давайте возьмем медицину или диагностику в ней... Вот там надо будет очень серьезно потрудиться. Все, что касается диагностики, инструментария, всего, что применяется в операционных, – это уже космические корабли, и если хотя бы за десять лет на 40 % достигнем импортозамещения, это можно считать серьезным рывком вперед.

Еремин: В Тюменской области достаточное количество иностранных предприятий, формирующих налоговую базу. Как у вас в регионе складываются с ними взаимоотношения?

Якушев: Среди знаковых событий 2015 года – посыл правительства иностранному бизнесу на локализацию своего производства в России. Возьмем, к примеру, фармацевтику: мы будем приобретать продукцию только тех предприятий, которые имеют производство на территории нашей страны. Это возможность обучить наших людей, это новая культура, это умение работать на той технике, которая должна в дальнейшем производиться в нашей стране. Это очень важный момент. Приведу такой пример: осенью прошлого года мы ездили во Владивосток, где наш классический университет участвовал в отборе в программу «5-100». Там мы посетили завод по производству «Мазды» и пообщались с двумя руководителями этого предприятия, очень молодыми ребятами. Понятно, что все оборудование импортное, машины тоже, но специалисты работают все наши. Я поинтересовался: «Будет ли жить российский автопром?», и получил категоричный ответ: «Вот сейчас будет! Потому что появился круг людей совершенно другой ментальности. Когда мы поработали на новых технологиях и поняли, что нужно делать и как нужно делать, когда люди стали работать так, как нужно, а не так, как раньше жигули собирали – на два потока: один на внутреннее потребление, где абы да кабы, а второй на экспорт. Сейчас работают совершенно по-другому, а значит, и будущее у российского автопрома есть».

Такие же предпосылки мы ощущаем и в Тюменской области: то немцы появятся, то австрийцы, которые продают свою продукцию нашим компаниям, а сейчас им надо локализовать производство в России и просят, чтобы мы подыскали им российского партнера. Это тоже очень важный процесс для региона и всей страны – и мы помогаем. Наши компании получают доступ к современным технологиям, наши специалисты, работая на новых предприятиях, меняют собственный менталитет и отношение к производственным процессам. И все это в дальнейшем будет работать на развитие российской экономики. Такой поиск – нормальный процесс, важный для региона и всей страны.

Еремин: Тюменская область регулярно занимает высокие позиции в российских и международных рейтингах инвестиционной привлекательности. Эти показатели продолжают расти...

Якушев: Мы учимся работать в разных условиях, и самое главное – мы получили опыт работы с инвесторами. Давайте вспомним, как было десять лет назад. Нормальных законов об инвестиционной деятельности не было, прописанные нормы действовали формально. Бывало, чего греха таить, очень часто инвестор не успевал еще начать проект, как ему предлагали участие в социальных проектах, скажем прямо, не очень дешевых. И коррупционных проявлений было гораздо больше. Сейчас многое поменялось, и с инвестором такой диалог никто не ведет.

Напротив, мы предлагаем варианты, как быстрее зайти в регион, получить площадку, запустить производство и вернуть вложенные инвестиции. И одно из основных требований к инвестору – это количество созданных рабочих мест. Поэтому очень важно начинать готовить кадры еще на стадии старта проекта. Это одна из главных задач, сформулированных перед нашими вузами и ссузами.

Еремин: Владимир Владимирович, еще недавно полпредство в УрФО делало ставку на развитие межрегиональных отношений и единого экономического пространства в округе. Как, по-вашему, в сегодняшних экономических условиях есть ли перспективы у этой политики?

Якушев: Эта тема имеет хороший потенциал для развития. Если в кооперации участвуют три-четыре региона, то в такой ситуации выигрывать должны все, и только при такой модели это будет работать, при других вариантах это невозможно. Есть, конечно, такой тонкий момент как рейтингование регионов на федеральном уровне. Допустим, Ямал строит жилье на территории Тюменской области. И, на мой взгляд, совершенно справедливо, если зачет по жилью, сданному в Тюменской области, пойдет в счет Ямала. Потому что это их ресурс, это их программы по улучшению жилищных условий для людей, отработавших достаточный срок в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера, а наша задача помочь с выделением земельных участков и созданием социальной инфраструктуры. Поэтому введенные квадратные метры должны уходить в зачет Ямалу. Нам с Дмитрием Николаевичем (Кобылкиным – прим. ред.) стоило немало усилий, чтобы объяснить это на федеральном уровне: в министерстве долго не понимали, почему Ямал строит в Тюменской области.

Еремин: Несмотря на состоявшееся в прошлом году громкое изменение избирательного законодательства, регламентирующего процедуру избрания глав автономных округов, насколько мне известно, у вас сохранились добрососедские отношения с главами тюменской «матрешки»?

Якушев: Совершенно верно, принятый закон ничего не поменял в наших взаимоотношениях, мы достаточно тесно сотрудничаем. У губернаторов Югры, Ямала и Тюменской области совершенно одинаковый статус. У нас сложились добрые отношения не только в рамках взаимодействия как руководителей субъектов, а и на уровне личного общения.

Поэтому в нашем сложнопостроенном регионе мы решаем вопросы таким образом, чтобы учесть интересы всех, и, я считаю, нам это удается.

Еремин: Владимир Владимирович, в последнем рейтинге ФоРГО вы традиционно занимаете одну из самых стабильных и высоких позиций. Можете поделиться секретом успеха?

Якушев: Вы знаете, в своей работе, принимая те или иные управленческие решения, я не особо задаюсь вопросом, как это повлияет на мой рейтинг. Если бы я об этом думал, то мне кажется, что и результаты работы были бы несколько иные. Не скрою, я, как всякий обычный человек, эти рейтинги смотрю. И особенно когда некоторые позиции теряю, то начинаю анализировать, почему это произошло. А вообще, нужно просто работать и честно делать свое дело. Еще ни разу на президиуме правительства мы не обсуждали вопрос, почему упал рейтинг губернатора, а вот если дело касается рейтинга региона, то это уже другой случай, который мы тщательно разбираем. Потому что, если по каким-то позициям мы начинаем проваливаться, это требует анализа и соответствующих выводов. Но, конечно, самая главная оценка – это опросы наших жителей. И если по ним есть отрицательные сигналы, то это серьезная пища для размышлений и принятия управленческих решений.

Еремин: Знаю, что вы довольно регулярно общаетесь с населением, с общественными организациями. Сегодня возрастающую роль в регионах приобретает Общероссийский народный фронт. Как у вас выстраиваются взаимоотношения с этой организаций?

Якушев: Мы стараемся выстраивать конструктивные и содержательные отношения со всеми общественными организациями, и даже с теми, с которыми позиции у нас расходятся, но это не значит, что с ними не надо вступать в диалог. Что касается ОНФ, то это структура и инструмент президента. У них, конечно, бывают вопросы не очень приятные, мы, например, попадали в рейтинг расточительности по авиационным перевозкам. Нам задавали вопросы. Мы же все люди, где-то поворчали, но согласились с позицией общественников. Мне кажется, что «неудобные вопросы» стимулируют не только регионы, но и муниципалитеты, и отдельных руководителей.

Мы в регионе работаем с ОНФ, встречаемся и общаемся. Это площадка интересная: ты получаешь сигналы с той стороны, благодаря общественникам понимаешь, что где-то не довели информацию до населения, а где-то недоработали все вместе.

Например, сейчас нас «стегают» по поводу объединения школ, хотя это было решение совершенно обдуманное и просчитанное и мы понимали все риски, но информационно мы его проиграли. Не смогли объяснить населению, зачем это нужно. Перенесли акцент на Тюмень, понадеялись на муниципалитет, а информационно они эту тему не поддержали.

Фоминцев: Владимир Владимирович, после введения налоговых каникул и разнообразных инструментов поддержки малых предпринимателей как сейчас в регионе чувствует себя малый бизнес?

Якушев: Мы же с вами прекрасно понимаем, что для малого бизнеса это все-таки очень хороший сигнал, и я очень рад, что президент на это решился, несмотря на то что Минфин был категорически против. Мы реально показали, что страна заинтересована в малом бизнесе.

И, конечно, мы сразу же приняли все необходимые нормативные документы на уровне региона. Плюс у нас есть еще ряд наработок, по которым мы движемся навстречу предпринимателям. Малому бизнесу мы уделяем очень много внимания. Мы их собираем, учим, рассказываем. Нужно отдать должное, в Тюменской области и «Опора России», и «Деловая Россия» очень активные организации. У нас проходит немало мероприятий федерального значения. Например, уже третий год подряд проходит Слет успешных предпринимателей (СУП), участниками которого являются и молодые ребята, и те, кто постарше, пережившие кризис 98-го. Мы рассказываем им о наших инструментах и том, что мы сегодня можем сделать и как помочь. И если хотя бы три-четыре предпринимателя – участники этого слета решат организовать бизнес в Тюмени, то можно считать, что наша задача успешно выполняется. А для молодых ребят это хорошая реальная жизненная школа. И вообще, благодаря таким событиям мы демонстрируем, что наш регион – это регион предпринимателей и регион для предпринимателей.

Еремин: Владимир Владимирович, из каких источников вы узнаете информацию о жизни региона? Просматриваете сводки информагентств и газет или получаете информацию из докладов департаментов?

Якушев: Я бы не сказал, что активно, но в интернет выхожу регулярно и, что-нибудь прочитав, начинаю пресс-службу теребить, вопросы задавать. Еще жена последние два года стала активным пользователем интернета и очень интересуется новостями. Вечером после ужина я подвергаюсь серьезному допросу: «А я вот это вычитала, а почему это у нас?» Естественно, она читает отзывы и плюс еще свою реакцию на те или иные события высказывает.

Что касается других новостей, то у нас есть определенный формат: мне на стол ложатся тематические дайджесты. Плюс на каждом заседании президиума правительства мы обсуждаем информационные риски и в целом информационную картину в регионе.

Еще один источник – прямое общение с жителями области. Так, например, я часто встречаюсь с ветеранами – а это особая активная часть населения, очень уважаемые люди, которые говорят правду в лоб, невзирая на чины и звания. Так что все, что в том или ином муниципалитете происходит, они мне откровенно рассказывают и с меня, если надо, спрашивают строго.

Источник: ФедералПресс