Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

О малом и среднем предпринимательстве в России и Беларуси

В Российской Федерации зарегистрировано 5,9 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), на которых трудится 25 % от общей численности занятых в экономике.

Доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте (ВВП) России находится на уровне 20-21%.

На малый и средний бизнес приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.

МСП представлено в основном микропредприятиями – 95% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, сосредоточенных в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени распространены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

В Беларуси доля МСП в валовой добавленной стоимости (ВДС) в 2015 году составила 28,1%, численность занятых (включая индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц) - 1 417,6 тыс. человек.

Основная доля в общем количестве МСП, также как и в России, приходится на микро предприятия - около 87,0 %, малые и средние занимают 11,5% и 2,1 % соответственно.

В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 среди 190-ти государств мира Россия  заняла 40-е место, а Белоруссия - 37-е место. Рейтинг комфортности ведения бизнеса измеряется по нескольким показателям - простота открытия бизнеса, получение разрешения на строительство и подключение электроэнергии, регистрация собственности, получение кредитов, защита прав миноритариев, уплата налогов и ряд других.

В ЕС на долю МСП приходится 99,8% (23 млн. МСП) всех предприятий, которые дают 57,4% (3,9 трлн.евро) добавленной стоимости и составляют 66,8% занятых (90 млн. человек) (источник: Annual Report – EU SMEs 2015 – 2016). Доля малых и микропредприятий (менее 10 человек) составила почти 93% в общем количестве МСП в не финансовом деловом секторе.


Малое и среднее предпринимательство в России и Беларуси

Россия

Беларусь

Правовая база

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также план мероприятий (распоряжение Правительства РФ
от 2 июня 2016 г. № 1083-р)

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Закон от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства"

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства(МСП):

1) Имущественная и финансовая поддержка

2) Налогообложение

3) Доступ к госзаказам

4) Меры по снижению административных барьеров

5) Меры поддержки со стороны организаций, образующих инфраструктуру МСП

1) Имущественная и финансовая поддержка

Статьей 18 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что одним из видов поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

-на возмездной основе (по рыночным ценам);

-на безвозмездной основе;

-на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные);

В 2016 году принято постановление Правительства Российской Федерации, направленное на совершенствование порядка передачи федерального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Имущественной поддержкой смогут воспользоваться не только малые и средние предприятия, но и организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Перечень федерального имущества будет пополняться на основе предложений его территориальных подразделений, федеральных органов исполнительной власти, региональных и муниципальных органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы бизнеса, АО «Корпорация «МСП», организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, а также непосредственно субъектов МСП путем направления соответствующих предложений в Росимущество. При этом документом закрепляется порядок рассмотрения и принятия решений в отношении поступивших предложений.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами МСП, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъектам МСП предоставлено преимущественное право выкупа арендуемого ими имущества, находящегося  в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Российской Федерации на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Меры финансовой поддержки направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях развития (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортно ориентированные предприниматели и др.).

Ключевое место в системе поддержки занимает программа финансовой поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России; в рамках программы средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предприятий на территориях при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов.

На стадии становления программы, в 2005-2007 гг., формировалась нормативная правовая база поддержки на федеральном и региональном уровнях. Программа началась с поддержки создания фондов микрофинансирования, бизнес-инкубаторов, реализации мероприятий по содействию кооперации малых компаний.

В период с 2008 по 2009 год в программу включен антикризисный пакет мер - предоставление грантов начинающим предпринимателям, развитие инструментов гарантийной поддержки.

Начиная с 2010 года акценты смещены в сторону создания объектов инфраструктуры, таких как промышленные парки, центры поддержки экспорта, центры компетенций в области инноваций и промышленного производства, основной задачей которых является помощь предпринимателям в повышении конкурентоспособности и выходе на российский и зарубежные рынки.

С 2015 г. при распределении и предоставлении субсидий из средств федерального бюджета на поддержку МСП в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» используются новые подходы, ориентированные на учет потенциала для развития малых и средних предприятий и усиление финансовой дисциплины и ответственности органов власти субъектов Российской Федерации.

В 2015 г. финансирование программы поддержки малого и среднего предпринимательства составило 18,5 млрд. рублей, из которых на предоставление субсидий некапитального характера направлено 16,9 млрд. рублей, объем субсидий на объекты капитального строительства составил 1,6 млрд. рублей.

В 2016 году регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд. рублей на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов, создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. По итогам 2016 г. в рамках программы поддержку смогут получить свыше 100 тыс. предпринимателей, при этом планируется создание около 20 тысяч новых рабочих мест.

-программы поддержки, реализуемые АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;

-программа льготного кредитования, реализуемая АО «МСП Банк»

1) Имущественная и финансовая поддержка

Для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут быть предусмотрены меры имущественной поддержки (Закон от 1 июля 2010г.  №148-З) в виде:

- предоставления в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машиномест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств;

- применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы при аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машиномест, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;

- права преимущественного приобретения по рыночной стоимости находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе не зарегистрированных в установленном порядке, изолированных помещений, машиномест, иного недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды (безвозмездного пользования) не менее трех лет, с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.

Государственная финансовая поддержка (Указ от 21 мая 2009 г. № 255) оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:

1. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 241)

гарантий по льготным кредитам;

2. Облисполкомами и Минским горисполкомом:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

льготных кредитов.

2) Налогообложение:

упрощенная система налогообложения;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

единый сельскохозяйственный налог;

«налоговые каникулы» (0% налоговая ставка в рамках применения упрощенной или патентной систем налогообложения в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей)

В целях создания закрепленного источника доходов муниципального уровня власти, а также повышения заинтересованности муниципальных властей в создании условий для развития малого предпринимательства на соответствующих территориях с 1 января 2013 г. в самостоятельный налоговый режим выделена патентная система налогообложения.

Патент распространяется на обязательные 63 вида деятельности. Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой, но не более максимального размера 1 млн. рублей.

дифференцированная система исчисления страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в зависимости от уровня годового дохода;

льготный уровень тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в социальной и производственной сферах (39 видов деятельности). Период применения льготного тарифа страховых взносов действует до 2018 г. включительно

2) Налогообложение:

упрощенная система налогообложения "без НДС"
(5 % с выручки)

упрощенная система налогообложения "с НДС"
(3 % с выручки + НДС 20%)

общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)

3) Доступ к госзаказам (ФЗ № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.):

квота по закупкам у малых предприятий должна составлять не менее 15 %  от совокупного годового объема закупок;

начальная (максимальная) цена контракта  при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства должна составлять не более 20 млн. рублей;

правило «второй руки» (требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков
из числа субъектов малого предпринимательства).

Постановлением Правительства Россйиской Федерации от 25 декабря 2016 г. № 1466 утверждены типовые условия контрактов, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 декабря 2014 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающее следующие положения:

-обязанность заказчика проводить специальные процедуры закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

-право заказчиков устанавливать в договорах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг требования о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

-квотирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства:  доля общих закупок (с учетом субподрядных договоров) в годовом объеме закупок заказчиков должна составлять не менее 18 %. При этом по результатам проведения специальных процедур, в которых участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, квота закупок должна составлять 10 %;

-упрощенные требования к участию субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках: предельный срок оплаты заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не более 30 дней, ограничение сроков заключения договора – не более 20 рабочих дней со дня подведения итогов закупки, право участника закупки самостоятельно выбирать способ обеспечения исполнения договора.

-введение программ партнерства крупных заказчиков с организациями малого и среднего бизнеса. При этом к участникам программ партнерства будут предъявляться требования, обеспечивающие их надежность, способность качественно и в установленные сроки исполнить договорные обязательства. Заказчики получают право предоставлять участникам программ партнерства преференции (авансирование в размере не менее 30% от суммы договора)

3) Доступ к госзаказам (Закон от 1 июля 2010г.  №148-З, Закон от 13.07.2012 № 419-З

резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок;

государственные органы реализуют меры, направленные на:
-информирование о проведении процедур госзакупок;
-консультирование по вопросам участия в процедурах госзакупок,

4) Меры по снижению административных барьеров (ФЗ № 294 – ФЗ от 26 декабря 2008г.)

- проведение внеплановых проверок контролирующими органами с 2009 г. только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия, и 15 часов для микропредприятия в год («надзорные каникулы» на 2016-2018 гг.);  

- административное наказание исключительно в виде предупреждения за нарушения, совершенные впервые;

- административная ответственность в виде штрафа для государственных служащих, допустивших нарушение порядка проведения проверки, результаты проверки признаются недействительными.

- иммунитеты в сфере антимонопольного регулирования для компаний, годовая выручка которых менее 400 млн. рублей;

- сокращено количество лицензируемых видов деятельности (со 102 до 49);

- унифицирован порядок лицензирования (установлено бессрочное действие лицензии; введён принцип недопустимости взимания платы с предпринимателей
за осуществление процедур лицензирования).

- с 1 июня 2014 г. для индивидуальных предпринимателей отменена обязанность по ведению кассовых операций;

- право использования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность

- из законодательства исключены избыточные требования, связанные с предоставлением документов, подтверждающих соответствие условиям отнесения компании к категории субъекта малого и среднего предпринимательства

4) Меры по снижению административных барьеров (Указ от 16.10.2009 № 510)

- принцип осуществления выборочного, а не сплошного контроля (по группам риска);

высокая группа риска – не чаще 1 раза в течение календарного года;

средняя – не чаще 1 раза в 3 года ;

низкая - по мере необходимости, но не чаще 1раза в 5 календарных лет.

- формирование координационных планов контрольной (надзорной) деятельности на полугодие;

- в течение календарного года в соответствии с координационными планами допускается проведение только одной плановой проверки одного и того же субъекта.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 1 сентября 2010 года, 36 видов деятельности могут осуществляться только после получения лицензии. Виды деятельности подлежат обязательному лицензированию, если они могут повлиять на национальную безопасность, общественный порядок и нравственность, права и свободы человека, защиту окружающей среды или здоровье. Лицензии могут быть предоставлены юридическим лицам Республики Беларусь; индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Беларуси; иностранным юридическим лицам и иностранным организациям, имеющим представительство в Беларуси

Постановлением Правительства Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 утвержден Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Помимо наименования административной процедуры в Едином перечне определены: орган, уполномоченный на осуществление административной процедуры, перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры,  срок осуществления административной процедуры, срок действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административной процедуры, размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры. В настоящее время Единый перечень содержит 787 административных процедур

5) Меры поддержки со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП (статья 15. N 209-ФЗ).

Инфраструктурой поддержки субъектов МСП является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и для оказания им поддержки:

-финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки;

- в привлечении денежных средств российских, иностранных и международных организаций;

- в организации системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов;

- в организации мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП;

- в проведении совместно с конкретными заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию МСП;

- во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями;

- в совершенствовании мер господдержки.

5) Меры поддержки со стороны организаций, образующих инфраструктуру поддержки  МСП (закон от 1 июля 2010 г. ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“).

К субъектам инфраструктуры относятся центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности:

-в получении финансовых и материально-технических ресурсов,

-информационных, методических и консультационных услуг,

-подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров,

-проведение маркетинговых исследований,

–предоставлении помещений и имущества,

- поиске партнеров.


 


Более подробную информацию по вопросам малого и среднего предпринимательства в России, Беларуси и ЕС можно получить по следующим адресам:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/;

http://www.economy.gov.by/ru/small_business-ru/; https://ec.europa.eu/growth/sme_en;

https://ec.europa.eu/easme/en