Григорий Рапота — об экономике доверия, союзной визе и российском характере
Вопрос с пересечением госграниц болельщиками к чемпионату мира по футболу, который стартует через пару недель, практически решен. А в ближайшем будущем визы России и Беларуси будут признаваться обеими странами. Об этом и многом другом на Петербургском международном экономическом форуме
«СОЮЗу» рассказал Государственный секретарь Союзного государства.
— Григорий Алексеевич, форум в этом году проходил под девизом «Создавая экономику доверия». В какой мере эти слова можно отнести к взаимоотношениям России и Беларуси?
— В отношениях любых государств вопрос доверия — ключевой. Причем доверия не только между главами государств или руководителями правительств, а доверия на всех уровнях взаимодействия. Это — министерства, ведомства, бизнес, социальная сфера. Только на основе доверия можно найти взаимоприемлемые решения.
— Интересна ли Россия европейскому бизнесу? Что ПМЭФ показал в этом году?
— Несмотря на санкции, интерес к России у бизнеса всегда был, есть и будет. Такова природа бизнеса. Стремление расширить сферу своего действия естественно, что бы ни происходило в мире. Все равно бизнес будет стремиться к тому, чтобы где–то найти возможность — в обход санкций, преодолевая санкции, помимо санкций... Потому что бизнес ориентирован на прибыль. Этим все сказано.
В то же время, как говорится, бизнес ходит «под богом» — законодательством и действиями своих правительств. Если предпринимателей в чем–то ограничивают, они вынуждены следовать этим ограничениям. Но это — вынужденные следования, каких бы компаний это ни касалось — российских или иностранных.
— Последние годы усиленно развивалось сотрудничество с зарубежным бизнесом, бурно шла локализация, обмен технологиями, потом грянули санкции. По вашему мнению, насколько критично сейчас изменилась ситуация?
— Я все–таки далек от таких упрощенных оценок «что мы все наладим». Нам до налаживания еще очень большой путь, и утверждать, что санкции — это великое благо для экономики, наверное, будет некоторым преувеличением. Особенно если речь касается высокотехнологичных и наукоемких отраслей.
Без сотрудничества с внешним миром развиваться сложно. Сейчас наука вышла на такой уровень, который требует больших экономических и интеллектуальных ресурсов. И главное, объединения усилий ученых всех стран для того, чтобы двигаться дальше.
С другой стороны, стремление использовать ситуацию и выйти из санкций в каких–то отраслях промышленности, сельского хозяйства на более высокий уровень делает нам честь. Это, видимо, свидетельствует об устойчивости российского характера.
— Через несколько дней начинается чемпионат мира по футболу. Все ли вопросы с пересечением границы болельщиками решены?
— Сейчас на финальной стадии подготовка соглашения о пересечении границ в период соревнований. Условно мы его называем «спортивное соглашение». Этим занимаются министерства иностранных дел и министерства внутренних дел. Уверен, что к чемпионату мира по футболу все будет готово. Но мы смотрим дальше. Нам надо вообще отрегулировать вопросы пересечения российско–белорусской границы гражданами третьих стран. Сейчас этот вопрос юридически никак не регулируется. Это создает массу неудобств для представителей третьих стран, особенно для бизнеса.
Мы говорим о том, что мы должны активно развивать отношения с бизнесом третьих стран, но мы должны для начала ликвидировать лишние препятствия для бизнеса и для туристов. Это другое соглашение, над которым тоже работаем. Я надеюсь, что все–таки министерства иностранных дел, которые являются основными ответственными за решение этой задачи, выполнят ее в этом году. И текст соглашения будет представлен на рассмотрение правительства.
— Речь идет просто о взаимном признании виз или будет введена, например, электронная виза?
— Нет, это — взаимное признание. Белорусская виза будет признаваться Российской Федерацией как российская. А российская виза будет признаваться белорусской как выданная Республикой Беларусь.
— Что тормозит решение этого вопроса?
— Чисто технические моменты. Кроме того, стоит вопрос гармонизации миграционной политики вообще. Только при решении этой задачи можно говорить об окончательном урегулировании темы пересечения российско–белорусской границы иностранцами. Сейчас, к примеру, у России есть соглашения о безвизовых поездках с одной группой государств, а у Республики Беларусь — с другой группой стран. В будущем надо это гармонизировать.
— Больной вопрос — отмена роуминга в Союзном государстве. Какие шансы дождаться этого в обозримом будущем?
— Думаю, это нескорая песня. Сложность вопроса объясняется тем, что отмена роуминга серьезно затрагивает экономические интересы компаний, которые занимаются организацией связи. Сотовые операторы имеют бизнес–планы развития, инвестиционные стратегии, рассчитывают на определенную прибыль, и вот так взять и привести к единому знаменателю тарифы на роуминг не так просто. Но работа ведется. Тем не менее мы будем работать над решением этой задачи, чтобы и потребитель выиграл, и бизнес не проиграл.
— На ПМЭФ выступили многие представители нового кабмина. Как смена правительства отразится на Союзном государстве? Стоит ли, на ваш взгляд, ждать новых решений?
— На форуме всегда проходят контакты на уровне первых лиц, премьеров. Этот форум не стал исключением, так что все нормально. Продолжаем решать вопросы в рабочем порядке и достаточно продуктивно. В июне должен пройти Высший госсовет, сейчас уточняется дата его проведения.
— То есть смена правительства ни на что не повлияла?
— Это все равно влияет на работу. Создает определенные неудобства, потому что меняются лица, и надо быстро подхватить тот темп работы, который был задан, но это все решаемо.
Источник: soyuz.by