Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Вторая нитка «Ямал-Западная Европа» -- реальный ответ на вытеснение России из ГТС Украины

Европейский союз продолжает последовательно вытеснять Россию с постсоветского пространство. Вот только, если раньше дело ограничивалось странами «народной демократии» и Прибалтикой, которая и в СССР держалась особняком, то сегодня Москву «выжимают» уже и из Украины. Очевидно, что этот процесс начался давно. Однако ранее Запад «прививал» свои «стандарты» в области внутренней и внешней политики. Под влиянием извне Украина сворачивала военное и военно-технического сотрудничество с бывшими республиками СССР (и, в первую очередь, с Россией).

Европейский союз продолжает последовательно вытеснять Россию с постсоветского пространство. Вот только, если раньше дело ограничивалось странами «народной демократии» и Прибалтикой, которая и в СССР держалась особняком, то сегодня Москву «выжимают» уже и из Украины. Очевидно, что этот процесс начался давно. Однако ранее Запад «прививал» свои «стандарты» в области внутренней и внешней политики. Под влиянием извне Украина сворачивала военное и военно-технического сотрудничество с бывшими республиками СССР (и, в первую очередь, с Россией).

Однако сейчас нужно говорить о начале принципиально нового этапа в этом процессе. Сегодня Европейский союз принялся устанавливать контроль над инфраструктурой Украины. Недавно подписанная Брюссельская декларация, в которой, вроде бы, заложены вполне благие намерения: модернизация газотранспортной системы (ГТС) Украины, создание «прозрачного» газового рынка в стране, на самом деле преследует совершенно иные цели. После осуществления хотя бы части положений декларации Россия окажется в роли поставщика газа, полностью утратив (на украинском направлении) контроль над его транзитом в Европу. ЕС рассчитывает получить доступ к украинским подземным хранилищам газа, определять условия его транспортировки и в перспективе покупать российский газ прямо на границе Российской Федерации. «Нет никаких причин, по которым транзит должен обеспечиваться Россией. Мы покупаем газ на российско-украинской границе и беспокоимся о его доставке. Я считаю, альтернативы нет, – откровенно заявил заместитель председателя группы европейских регуляторов по электричеству и газу В.Больтц.

Фактические единая газотранспортная система, созданная как единый механизм в советские времена, будет разделена, и ее части начнут функционировать отдельно друг от друга. Сложно прогнозировать, как этот масштабный технологический эксперимент скажется на стабильности сложной системы транспортировки газа на тысячи километров.

Хочется ошибиться, но не исключено, что, установив контроль над ГТС, европейцы начнут вдвойне активно «торпедировать» возможность строительства новых газопроводов – «Северного» и «Южного» потоков, которые хочет осуществить «Газпром». С коммерческой точки зрения их вполне можно понять – к чему многомиллиардные траты, если заявленные пропускные способности двух «потоков» легко перекрываются новыми мощностями украинской ГТС. И если «Газпром» не сможет профинансировать их строительство самостоятельно, они так и останутся на бумаге. Сомнительно, что кто-либо из европейцев будет инвестировать в новые газотранспортные мощности.

Сегодня, для того, чтобы продавать газ в Европе, на не российско-украинской границе «Газпрому» надо иметь смелость отказаться от строительства «Северного потока» и эффективно потратить имеющиеся финансовые ресурсы на реальные окупаемые проекты. Речь идет о второй ветке газопровода «Ямал-Западная Европа».

«Ямал-Европа» на порядок дешевле чем «Северный поток». Первая (ныне действующая) нитка строилась с прицелом на реализацию второй. Поэтому большинство подготовительных процедур уже осуществлено. Кроме того, имеется техническая возможность вводить в действие построенные участки трубопровода по частям, постепенно наращивая объем транспортируемого газа. Следует также отметить, что доля «Газпрома» в «Белтрансгазе», операторе газопровода «Ямал-Европа», в соответствии с межправительственным соглашением, ежегодно увеличивается. И Беларусь, и Польша (страны по территории, которых пролегает трубопровод) неоднократно призывали Россию строить вторую нитку. Так что все участники проекта будут прилагать усилия для того, чтобы трубопровод как можно скорее заработал.

А страны Балтии еще долго будут торпедировать согласование проекта «Северного потока». Потом, в процессе строительства (если этот этап действительно наступит), ему будут чиниться максимальные препятствия. А в это время, ЕС будет наращивать пропускную способность украинской ГТС. Так, что к моменту когда «Северный поток» будет готов транспортировать газ, европейцы уже не будут нуждаться в новых объемах газа.

Жизнь покажет, насколько гибко готовы действовать руководители «Газпрома».