28.11.2005
«Союзный бюджет должен формироваться на базе союзной собственности – налоговых доходов от нее, разного рода арендных платежей, ренты», отметил в интервью «Союзному вече» председатель Комиссии Парламентского собрания по экономической политике Олег Толкачев. – «Этого нет. Нет единого контрольного органа и единого Минфина. Есть тягомотина, когда сначала парламент каждой страны формирует взнос, который контролирует соответствующий Минфин. Затем бумаги с цифрами приходят в Парламентское Собрание, где они еще раз проверяются, контролируются и… возвращаются в Минфины России и Беларуси. Ни тот, ни другой финансовый орган не воспринимает союзный бюджет как бюджет, за который придется нести ответственность. Скорее, как милостыню сироте, чтобы отвязалась.
Если не будет исполнен российский или белорусский бюджет, за это спросит избранный парламент, Счетная палата или Комитет госконтроля в Беларуси, правительство и президент – вплоть до оргвыводов и наказания. А за неисполнение союзного бюджета никто и спрашивать не станет.
Более того, бюджет, хоть и маленький, формируется уже несколько лет, худо-бедно исполняется. На эти деньги создаются материальные объекты, оказываются услуги, выпускается продукция, поддерживаются предприятия и так далее. Вопрос: а чьи они? Ответ, казалось бы, простой: коль все это создается на деньги союзного бюджета – значит, это и есть союзная собственность. На самом деле это не так, поскольку союзной собственности нет, потому что нет Конституции.
Парадокс: союзный бюджет существует, собственность создается, но Союзному государству не принадлежит и распределяется по принципу: на чьей стороне осталась – тот и хозяин. Если поддержали медицину в Гомеле – значит, это собственность Беларуси; если что-то построили в Смоленске – значит, это собственность России. А почему, собственно? Деньги-то союзные.
Недавно обсуждался один из последних вариантов Конституционного Акта. Надеюсь на то, что в этом году Высший Государственный Совет сможет его рассмотреть. Ведь очевидно, что лучше принять Конституцию, чем она будет отсутствовать. Если она будет принята, можно будет говорить о формировании союзных органов – законодательных, исполнительных, бюджета, единой валюты, армии, единой обороны, границы и так далее.
Что касается размера союзного бюджета, то увеличивать его надо порядка на два – до 300 млрд рос. рублей. Но сделать это можно будет только тогда, когда союзная собственность действительно будет союзной.