15.11.2005
Недавние перестановки в кремлевской администрации и правительстве дали обильную пищу для размышлений и комментариев политиков и политологов. Многие усмотрели в этих назначениях решимость В.Путина выполнить, как минимум, две важные задачи: во-первых, реализовать широко объявленные крупномасштабные социальные проекты, а, во-вторых, с наименьшими потерями, спокойно обеспечить спецоперацию «Преемник-2008».
Наиболее оживленные комментарии вызвало назначение Д.Медведева, занимавшего до этого пост руководителя администрации президента, первым заместителем председателя правительства. Многие аналитики поспешили заявить, что В.Путин готовит Д.Медведеву место М.Фрадкова. Но сначала, дескать, бывший глава администрации должен пройти своеобразную стажировку у нынешнего премьера. Затем ему уготована должность главы правительства, а там, глядишь, подрастет и до президентского кресла. Именно в Д.Медведеве многие прогнозисты увидели преемника В.Путина. Не случайно новому первому вице-премьеру поручено курировать наиболее значимые социальные проекты, наверное, для того, чтобы после провала зурабовских реформ, выступить эдаким благодетелем обездоленных бюджетников и малых предпринимателей. Правда, многие наблюдатели почему-то не придали значение тому, что именно нынешний председатель правительства вышел с соответствующим предложением назначить Д.Медведева первым вице-премьером. А если учесть, что не так давно сам В.Путин давал понять, что М.Фрадков доработает с ним до окончания президентского срока, то слухи о скорой отставке премьера, возможно, явно преувеличены. А вот что касается господина Зурабова, то, судя по всему, дни его пребывания в министерском кресле сочтены.
М.Фрадков был инициатором и назначения вице-премьером С.Иванова, поскольку оборонное ведомство постоянно сталкивается с несогласованностью действий других министерств. Сохраняя пост министра обороны, С.Иванов в ранге теперь и вице-премьера призван устранить этот недостаток, а заодно должен навести порядок во взаимодействии силовых структур. Тем более, что давно поговаривают о смене директора ФСБ. Чтобы координировать весь этот процесс, Путину нужен полностью доверенный человек с опытом работы в спецслужбах. Таким человеком несомненно является С.Иванов. У него больше шансов стать преемником В.Путина, хотя популярность нынешнего министра обороны в самих войсках невелика. Вообще, выдвижение этих двух политических «тяжеловесов» некоторые аналитики связывают с началом операции прикрытия. Подобная двусмысленность действительно характерна для политической тактики президента России, нередко стремящегося совершать политические маневры, смысл которых нередко оказывается противоположным объявленному. Поэтому не исключается появление третьей фигуры, возможно, из некого железнодорожного ведомства, а первые две будут являться объектами «отвлечения».
Не меньше разговоров в политическом «бомонде» вызвало назначение губернатора Тюменской области С.Собянина главой президентской администрации. Многие обозреватели полагают, что, во-первых, эта фигура извне позволяет сохранить определенное равновесие в президентском окружении. Во-вторых, это представитель региональной элиты. Перед президентскими выборами Путину необходимо будет провести большую работу именно с региональной элитой, чтобы сплотить ее вокруг преемника. Как известно, автоматически сверхвысокий рейтинг президента электорату не передается. И влияние глав регионов на итоги выборов никто, естественно, не отменял.
Более логичны и понятны перестановки в полпредовском корпусе. Если говорить об отставках С.Кириенко и К.Пуликовского, то первый, по всей видимости, исчерпал свои возможности. Он многое сделал для того, чтобы нормально работать с очень амбициозными президентами национальных республик в Приволжском округе и, похоже, мечтает о каком-либо новом политическом проекте. Мечты Кириенко в итоге ограничились его назначением главой Росатома.
А вот отставка Пуликовского, не связана с его бюрократическим проколом. Генерал, как известно, недавно объявил, что губернатором объединенного Камчатского края будет В.Вексельберг. Но в России так не делается. Полпред только рекомендует президенту кандидатов. И решение озвучивается только после согласования в Кремле. Нельзя бежать впереди паровоза. Да и с одиозным Ким Чен Иром полпред, похоже, слишком подружился. Так что сняли его, судя по всему, по совокупности деяний.
Что касается новых полпредов, то А.Коновалов, только в этом году назначенный прокурором Башкирии, был поставлен на этот пост для контроля над президентом республики М.Рахимовым. На новом посту этот человек будет теперь контролировать не только Рахимова, но и главу Татарстана М.Шаймиева. И его задача – обеспечить операцию «Преемник» на уровне Татарстана и Башкирии. А затем провести соответствующую операцию уже в самих этих республиках. Чтобы замена влиятельных лидеров в них прошла спокойно и без эксцессов. Кстати, в этом ряду и назначение дальневосточным полпредом К.Исхакова. Создается ощущение, что мэра Казани решили просто обкатать на федеральном уровне, причем в одном из наиболее проблемных округов. Если справится, будет преемником Шаймиева.
Конечно, все эти телодвижения значительно ослабили позиции действующего главы кабинета. Но, в конце концов, М.Фрадков с самого начала рассматривался как техническая фигура, которая должна была обеспечить некий переходный период от утратившего лояльность М.Касьянова к премьеру, который может стать основным кандидатом в преемники. Наверное, он эту функцию в оставшееся время и продолжит выполнять.