Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

19.07.2005

Союзное государство динамично развивается

Прошло заключительное заседание рабочей группы по доработке неординарного законопроекта, которым будет регулироваться внутренняя и внешняя политика Беларуси. Как наша страна будет выстраивать отношения на международной арене? В чем суть белорусской экономической модели? Отвечает заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий Красуцкий в интервью «Белорусским новостям».

Прошло заключительное заседание рабочей группы по доработке неординарного законопроекта, которым будет регулироваться внутренняя и внешняя политика Беларуси. Как наша страна будет выстраивать отношения на международной арене? В чем суть белорусской экономической модели? Отвечает заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий Красуцкий в интервью «Белорусским новостям».

— Анатолий Викторович, почему возникла необходимость разработки этого закона?

— Его принятие предусмотрено нашей Конституцией. В подготовленном проекте четко оговорены основные направления деятельности государства.

— Раньше подобного не существовало?

— Нет. Впервые в истории нашей страны будет утверждаться столь обширный программный закон. А это значит, что он должен получить одобрение не менее двух третей от полного состава каждой из палат парламента. Второй отличительной особенностью является то, что впервые в Палату представителей было внесено два проекта: один Советом Министров, а другой депутатами.

— И какой был принят за основу?

— Различия между ними — в степени детализации положений. Правительственный вариант представлял действительно основные направления государственного движения. В депутатском же проекте едва ли не под все тезисы закладывались еще и механизмы реализации установок. В декабре прошлого года на пленарном заседании сессии в первом чтении был принят законопроект Совмина. С тех пор и шла его доработка. Рассмотрено было более 250 замечаний и предложений. Большинство из них учтены. В итоге все 34 пункта первоначального проекта подверглись корректировке, а то и полному изменению. Более того, появились и совершенно новые. Это в основном дополнения из альтернативного депутатского проекта. В частности, появился раздел «Об основных направлениях в сфере бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики». Это суть государственных приоритетов развития страны.

— А какая закладывается на будущее модель нашей экономики?

— Стратегическая цель — формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики. Спор о формулировке был достаточно жесткий. Ведь есть социальная и есть рыночная экономики. Но рыночная — это не обязательно эффективная, ведущая к повышению благосостояния людей.

— Каким путем мы идем?

— Экономическое развитие Беларуси осуществляется по законам, которые присущи для всех рыночных экономик. Вопрос лишь в том, на каком этапе развития мы находимся. На взгляд наших экспертов, у нас переходная экономика. У каждого государства свой неповторимый путь. В мире невозможно найти две страны, где бы финансовые, налоговые и другие рычаги были идентичными. Есть державы с огромной сырьевой базой — там используются одни подходы. Есть государства-рантье — их географическое или геополитическое положение уже является источником доходов. Но нельзя забывать и о тех народах, которые могут развиваться только за счет собственного интеллекта, применения новейших технологий. Особенности белорусского пути — в максимальном использовании внутренних резервов. И нельзя забывать об инвестициях. Но здесь есть ряд опасностей. Вокруг нас немало стран, которые уже на десятилетия вперед попали в финансовую зависимость от различных мировых структур. Кредиты — вещь обоюдоострая. Да, они могут дать возможность за пару лет сделать значительный рывок, но потом, как правило, приходит время «холодного долгового душа». Однако и без зарубежных капиталовложений в производство нам не обойтись. И это направление также оговорено в подготовленном нами проекте. Наша страна сегодня показала: белорусская модель — это реальность. Она существует и работает.

— Предусмотрены ли изменения в социальной политике? Медицина, образование будут преимущественно платными или бесплатными?

— В законопроекте четко прописаны основные направления в социальной сфере: создание условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания (включая бесплатное лечение в госучреждениях здравоохранения), обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе — бесплатного среднего специального и высшего образования в учебных госзаведениях, а также возможности получения образования за плату. Государство и впредь будет способствовать проведению фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

— СМИ и государство. Как здесь будут строиться взаимоотношения?

— Государство должно обеспечивать необходимые правовые, организационные и экономические условия для развития средств массовой информации, полиграфии, книгоиздания, распространения печатной продукции. И речи о формах собственности в этом нормативно-правовом акте не ведется. Появился, правда, в ходе обсуждения у нас пункт о повышении роли средств массовой информации в формировании общественного мнения.

— Какие приоритеты обозначены во внешней политике?

— Это рамочный законопроект. Принципы, заложенные в нем, обозначают исходные точки: многовекторность справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права, равноправная интеграция республики в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство, создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства. Это база. Приоритеты же сотрудничества будут определяться нормативными актами главы государства, правительства. Сегодня это Союз Беларуси и России, ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ. Конечно, и взаимоотношения с Евросоюзом мы будем развивать. Беларусь — полноправный член европейского сообщества. Мы будем строить свою политику с государствами на взаимовыгодных условиях. Мы не можем быть вне глобальных процессов.

— А в военном плане?

— Здесь прежде всего речь идет о защите суверенитета, сохранении безъядерного и приобретении нейтрального статусов.

— Как это соотносится с реальностью?

— Конечно, обстоятельства заставляют участвовать в военных организациях. Но в законопроекте мы говорим о перспективе. И нейтральное государство — это благородная цель, к которой нужно стремиться.

— Настоящее и будущее — удалось ли их соединить?

— В проект мы внесли дополнительные пункты, касающиеся вопросов международного сотрудничества в космической области. Это новое направление в развитии нашей страны. И мы посчитали важным обозначить его. Республика действительно стремится к развитию наукоемких технологий. Существенно доработан раздел спорта и туризма. Именно этому в государстве сейчас уделяется огромное внимание. И это наше будущее.

— Сколько длилась работа над законопроектом?

— И правительственный и депутатский варианты поступили в Палату представителей еще осенью 2003 года. Была создана специальная комиссия. Однако она не смогла прийти к какому-то общему заключению. В итоге основная работа выпала уже депутатам нынешнего созыва. После внимательного рассмотрения обоих законопроектов нашей комиссией и было принято решение рекомендовать Палате представителей принять в первом чтении проект, подготовленный Советом министров. Потом было проведено 10 заседаний рабочей группы с участием специалистов более 20 республиканских органов управления.

— Что дальше?

— Предстоящая осенняя сессия. Голосование во втором чтении.