Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

23.05.2005

Развитие таможенной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска – приоритетное направление союзного госстроительства

В современном мире таможня перестает быть заградительным барьером на пути цивилизованного обмена товарами. Она должна создать условия для комфортной работы экономических операторов. С другой стороны, очень неуютно должны чувствовать себя те, кто хочет перевезти контрабанду, наркотики, оружие.

В современном мире таможня перестает быть заградительным барьером на пути цивилизованного обмена товарами. Она должна создать условия для комфортной работы экономических операторов. С другой стороны, очень неуютно должны чувствовать себя те, кто хочет перевезти контрабанду, наркотики, оружие.

В деле строительства Союзного государства одним из важнейших элементов обустройства государственности становится создание надежного, эффективно функционирующего внешнего пояса таможенной границы. Для того, чтобы в полном объеме представить ситуацию в этой сфере, достаточно привести следующие справочные сведения. По данным таможенной статистики, через границу Республики Беларусь ежегодно перемещается более 70 млн. тонн товаров, в том числе автомобильным транспортом – около 10 млн. тонн. Основной товаропоток обслуживается железной дорогой – более 60 млн. тонн. В перемещаемых через границу Беларуси товарах велика доля транзита – более 40 млн. тонн, из них транзит России составляет более 31 млн. тонн и имеет тенденцию к увеличению. Кроме того, через Республику Беларусь перемещается ежегодно более 45 млрд. кубометров российского природного газа, около 4 млрд кВт электроэнергии и более 90 млн. тонн нефти.

Ежегодно более 8 млн. единиц транспортных средств пропускается через границу Республики Беларусь, в том числе более 5 млн. легковых автомобилей и около 2,5 млн. единиц железнодорожного транспорта, а также более 20 млн. человек.

 Разумеется, такой большой товаропоток требует надежного таможенного контроля и оформления. Именно поэтому наиглавнейшей задачей Союзного государства является строительство современной таможенной инфраструктуры, которая позволяет на качественно новом уровне осуществлять таможенное оформление, учет и контроль и не допускать перемещения оружия или материалов, представляющих государственную или коммерческую тайну.

Ни для кого не секрет, что нормальное функционирование таможни ускоряет товарооборот, что благотворно сказывается на развитии взаимной торговли между нашими странами. В то же время осуществление эффективного контроля на внешних границах Таможенного союза невозможно без наличия современной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска.

Начало обустройства внешнего таможенного пояса Союзного государства было положено в 1996 году, когда в целях защиты единого экономического пространства, была разработана и с 1997 года реализуется Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов пропуска на территории Республики Беларусь. Впрочем, совместный проект преследует и иные цели. В результате реализации программы должны быть реконструированы пункты пропуска на основных автодорожных транспортных магистралях, пересекающих белорусский участок внешней границы Союзного государства, что позволит повысить эффективность регулирования товарообмена в пределах единой территории, улучшить качество таможенных процедур.

В рамках проекта осуществляется строительство и реконструкция восьми пограничных пунктов пропуска: на белорусско-литовской границе – пункт таможенного оформления «Каменный лог»; на белорусско-польской границе – пункты «Брузги», «Берестовица», «Козловичи», «Варшавский мост»; на белорусско-украинской границе – пункты «Мокраны», «Новая Гута», «Новая Рудня».

Первый этап Программы (1997-2000гг.) был утвержден Исполкомом Сообщества Беларуси и России 13 мая 1997 года и продлен на 1 год. За период 1997-2001 гг. на реализацию указанной программы было перечислено из бюджета Союзного государства около 567 млн. российских рублей. В связи с необходимостью завершения реконструкции таможенных пунктов пропуска по Программе 1997-2001 годов Союзным Совминов был утвержден второй этап совместного проекта: «Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного пропуска на территории Республики Беларусь на период 2002-2004 годов». Государственным заказчиком-координатором Программы со стороны Российской Федерации является Федеральная таможенная служба РФ (ранее Государственный таможенный комитет РФ), со стороны Беларуси госзаказчиком и головным исполнителем выступает Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Итогом реализации совместных мероприятий в рамках союзной программы стало введение в эксплуатацию в полном объеме в 2002-2003 гг. следующих международных пунктов пропуска: «Каменный лог» на белорусско-литовской границе. Пропускная способность 2060 авт.сутки, в т.ч. 1000 легковых, 1000 грузовых, 60 автобусов.«Новая Гута» на белорусско-украинской границе. Пропускная способность 1640 авт.сутки, в т.ч. 1400 легковых, 200 грузовых, 40 автобусов.«Козловичи» на белорусско-польской границе. Пропускная способность 2000 грузовых автомобилей в сутки.«Варшавский мост» на белорусско-польской границе. Пропускная способность 2700 авт.сутки (до реконструкции 1700), в т.ч. 2200 легковых, 350 автобусов, 150 мотоциклов.

В настоящее время в союзную программу внесены изменения, предусматривающие продление сроков реализации мероприятий до конца 2005 года. Именно к этому времени планируется, что все работы по реконструкции таможенных пунктов пропуска будут завершены.

Союзному государству, как и любому другому, необходимо иметь современную обустроенную таможенную границу. От этого элемента госстроительства во многом зависит развитие и процветание экономики Союзного государства, наполнение бюджета, благосостояние народов Беларуси и России.