Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

07.04.2005

Проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства»

Процесс создания Союзного государства должен основываться на общепризнанных принципах международного права:

Процесс создания Союзного государства должен основываться на общепризнанных принципах международного права:

- суверенном равенстве государств,

- неприменении силы и угрозы силой,

- нерушимости государственных границ,

- территориальной целостности,

- мирном разрешении споров,

- невмешательстве во внутренние дела,

- всеобщем уважении прав человека,

- самоопределении народов и наций,

- сотрудничестве государств,

- добросовестном выполнении обязательств.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее Договор) Конституционный Акт определяет государственное устройство и правовую систему Союзного государства.

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА  

1.1. Сохранение суверенитета государств-участников, добровольность передачи полномочий государств-участников Союзному государству

В соответствии с Конституционным Актом государства-участники Договора добровольно передадут часть своих властных полномочий в компетенцию Союзного государства. За государствами остается право выхода из состава Союзного государства и возвращения переданных полномочий.

Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

Каждое государство-участник сохраняет право выступать в международных отношениях от своего имени, членство в ООН и других международных организациях, право заключать международные договоры.

1.2. Правосубъектность Союзного государства

Компетенция Союзного государства и предметы ведения, по которым Союзное государство полномочно участвовать в международных отношениях, обусловлены пределами переданных государствами-участниками полномочий.

1.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками

В Конституционном Акте разграничиваются предметы ведения и полномочия между Союзным государством и государствами-участниками.

1.4. Участие граждан в делах Союзного государства

Граждане Союзного государства имеют право участвовать в делах Союзного государства как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (участие в выборах, референдумах, работе органов Союзного государства).

1.5. Соблюдение суверенного равенства государств-участников и учет взаимных интересов государств-участников Союзного государства

Государства-участники являются равноправными членами Союзного государства.

Порядок формирования органов Союзного государства должен обеспечивать равное представительство государств-участников в органах Союзного государства (Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламент, Суд, Счетная Палата, Постоянный Комитет, отраслевые и функциональные органы). Принимаемые органами Союзного государства решения должны учитывать взаимные интересы государств-участников.

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА  

Государственное устройство - система органов государственной власти и управления, их компетенция, порядок формирования и функционирования.

2.1. Определение формы государственного устройства

По своей правовой природе Союзное государство является межгосударственным образованием нового типа, что и следовало бы закрепить в Конституционном Акте.

2.2. Система органов Союзного государства

Система органов Союзного государства соответствуют положениям Договора.

2.3. Компетенция и разграничение полномочий органов Союзного государства

Конституционный Акт определяет компетенцию органов Союзного государства и разграничивает полномочия между ними.

Каждый орган Союзного государства выполняет только ему присущие функции, регламентированные положениями Договора и Конституционного Акта.

2.4. Паритет при принятии решений органами Союзного государства

Для принятия решения органами Союзного государства используются следующие принципы: единогласия, права блокирования принятия решения представителями одного государства (решения Палаты представителей), права вето (законы Союзного государства).

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА  

Правовая система - совокупность нормативных правовых актов, нормотворческих институтов и механизмов принятия и реализации нормативных правовых актов.

3.1. Определение правовой системы Союзного государства

Конституционный Акт определяет виды нормативно-правовых актов, включаемых в правовую систему Союзного государства, и устанавливает их внутреннюю иерархию.

3.2. Верховенство конституций государств-участников

Конституции государств-участников имеют приоритет над нормативно-правовыми актами Союзного государства.

3.3. Соотношение нормативно-правовых актов Союзного государства и национального законодательства

В Конституционном Акте необходимо закрепить соотношение:

1) между актами Союзного государства, имеющими прямое действие, и национальными актами законодательства; *

2) между актами Союзного государства, обязательными для того государства, физического или юридического лица, которым они адресованы, и национальными актами законодательства:

3) между иными актами Союзного государства и национальными актами законодательства.

3.4. Соотношение Конституционного Акта с иными актами Союзного государства

Конституционный Акт должен обладать приоритетом над актами Союзного государства.

3.5. Соотношение Конституционного Акта и Договора о создании Союзного государства

Конституционный Акт должен приниматься на основе и в соответствии с Договором, а также иными международными договорами и соглашениями, заключаемыми между государствами-участниками.

3.6. Создание механизмов реализации нормативно-правовых актов Союзного государства

В Конституционном Акте должны быть установлены общие принципы реализации нормативно-правовых актов Союзного государства.

  1 февраля 2002 г.

Разработано Рабочей группой под руководством

Заместителя Главы Администрации Президента

Республики Беларусь

Л.П. Козика