07.04.2005
Процесс создания Союзного государства должен основываться на общепризнанных принципах международного права:
- суверенном равенстве государств,
- неприменении силы и угрозы силой,
- нерушимости государственных границ,
- территориальной целостности,
- мирном разрешении споров,
- невмешательстве во внутренние дела,
- всеобщем уважении прав человека,
- самоопределении народов и наций,
- сотрудничестве государств,
- добросовестном выполнении обязательств.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее Договор) Конституционный Акт определяет государственное устройство и правовую систему Союзного государства.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО АКТА
1.1. Сохранение суверенитета государств-участников, добровольность передачи полномочий государств-участников Союзному государству
В соответствии с Конституционным Актом государства-участники Договора добровольно передадут часть своих властных полномочий в компетенцию Союзного государства. За государствами остается право выхода из состава Союзного государства и возвращения переданных полномочий.
Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
Каждое государство-участник сохраняет право выступать в международных отношениях от своего имени, членство в ООН и других международных организациях, право заключать международные договоры.
1.2. Правосубъектность Союзного государства
Компетенция Союзного государства и предметы ведения, по которым Союзное государство полномочно участвовать в международных отношениях, обусловлены пределами переданных государствами-участниками полномочий.
1.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками
В Конституционном Акте разграничиваются предметы ведения и полномочия между Союзным государством и государствами-участниками.
1.4. Участие граждан в делах Союзного государства
Граждане Союзного государства имеют право участвовать в делах Союзного государства как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (участие в выборах, референдумах, работе органов Союзного государства).
1.5. Соблюдение суверенного равенства государств-участников и учет взаимных интересов государств-участников Союзного государства
Государства-участники являются равноправными членами Союзного государства.
Порядок формирования органов Союзного государства должен обеспечивать равное представительство государств-участников в органах Союзного государства (Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламент, Суд, Счетная Палата, Постоянный Комитет, отраслевые и функциональные органы). Принимаемые органами Союзного государства решения должны учитывать взаимные интересы государств-участников.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Государственное устройство - система органов государственной власти и управления, их компетенция, порядок формирования и функционирования.
2.1. Определение формы государственного устройства
По своей правовой природе Союзное государство является межгосударственным образованием нового типа, что и следовало бы закрепить в Конституционном Акте.
2.2. Система органов Союзного государства
Система органов Союзного государства соответствуют положениям Договора.
2.3. Компетенция и разграничение полномочий органов Союзного государства
Конституционный Акт определяет компетенцию органов Союзного государства и разграничивает полномочия между ними.
Каждый орган Союзного государства выполняет только ему присущие функции, регламентированные положениями Договора и Конституционного Акта.
2.4. Паритет при принятии решений органами Союзного государства
Для принятия решения органами Союзного государства используются следующие принципы: единогласия, права блокирования принятия решения представителями одного государства (решения Палаты представителей), права вето (законы Союзного государства).
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Правовая система - совокупность нормативных правовых актов, нормотворческих институтов и механизмов принятия и реализации нормативных правовых актов.
3.1. Определение правовой системы Союзного государства
Конституционный Акт определяет виды нормативно-правовых актов, включаемых в правовую систему Союзного государства, и устанавливает их внутреннюю иерархию.
3.2. Верховенство конституций государств-участников
Конституции государств-участников имеют приоритет над нормативно-правовыми актами Союзного государства.
3.3. Соотношение нормативно-правовых актов Союзного государства и национального законодательства
В Конституционном Акте необходимо закрепить соотношение:
1) между актами Союзного государства, имеющими прямое действие, и национальными актами законодательства; *
2) между актами Союзного государства, обязательными для того государства, физического или юридического лица, которым они адресованы, и национальными актами законодательства:
3) между иными актами Союзного государства и национальными актами законодательства.
3.4. Соотношение Конституционного Акта с иными актами Союзного государства
Конституционный Акт должен обладать приоритетом над актами Союзного государства.
3.5. Соотношение Конституционного Акта и Договора о создании Союзного государства
Конституционный Акт должен приниматься на основе и в соответствии с Договором, а также иными международными договорами и соглашениями, заключаемыми между государствами-участниками.
3.6. Создание механизмов реализации нормативно-правовых актов Союзного государства
В Конституционном Акте должны быть установлены общие принципы реализации нормативно-правовых актов Союзного государства.
1 февраля 2002 г.
Разработано Рабочей группой под руководством
Заместителя Главы Администрации Президента
Республики Беларусь
Л.П. Козика