12.01.2005
После социально-политических событий на Украине, по многочисленным оценкам наблюдателей, ситуация на постсоветском пространстве может претерпеть значительные трансформации. Прежде всего, это может быть обусловлено как внутриполитическими процессами, протекающими в странах СНГ, так и возрастающим внешнеполитическим влиянием, связанным с активизацией западноевропейского представления о новом формате геополитического обустройства евразийского континента.
Уже сегодня западные средства массовой информации, не особенно вдаваясь в подробности развития постсоветских стран, активно используют “украинский фактор” в качестве общей мерки практически ко всем странам СНГ. Более того, после украинских событий многие европейские наблюдатели начали спекулировать на тему призрака демократии в других странах СНГ. В частности, по словам немецкой газеты “Frankfurter Allgemeine Zeitung” (10.01.2005), “по СНГ бродит призрак. Имя ему – демократия. У власть предержащих в Беларуси, Молдовы и Средней Азии он вызывает страх. В то же время Россия воспринимает дискуссию о демократии с точки зрения категорий геополитической конкуренции с Западом и порой даже как заговор Запада против России, положение которой в СНГ хотят подорвать”.
Однако, судя по всему, все дело в лексической эквилибристике, а точнее -- в подходах и оценках сторон. Западные представители, например, вовсе не считают, что “украинский фактор” можно расценивать как попытку вмешательства Запада в украинские дела. И тем более не понимают, о чем идет речь, когда в России говорят о сознательном распространении “оранжевой революции” на постсоветском пространстве. “У России нет права вето на то, каким путем идти народам Беларуси, Казахстана, Центральной Азии и Закавказья, -- заявил 10 января “Голосу Америки” президент американского Комитета в поддержку НАТО Брюс Джексон. -- Такое мнение не является предубеждением против России и не направлено против нее, это просто констатация того, как ведут себя в мировой политике современные державы”.
Тем не менее, в политике ничего просто так не констатируют. Наиболее внимательные эксперты уловили общую тональность в мировой прессе: “бархатные революции в Грузии и Украине свидетельствует о том, что начинается третья волна демократических преобразований в постсоветском регионе”.
Выдержит ли эту “третью волну”, в частности, такое образование как Единое экономическое пространство? Ведь ЕЭП и инициировалось Россией в целях укрепления постсовесткого пространства на основе единых экономических приоритетов. То, что представители Казахстана, Беларуси, России и Украины успели подготовить более 90 соглашений по формированию ЕЭП, говорит скорее о намерениях, чем о реально функционирующих документах. По оценкам различных наблюдателей, “украинский фактор” и здесь может внести свои коррективы. При этом, как отмечают белорусские аналитики, в большей мере эти коррективы могут коснуться России, а не Беларуси. В частности, белорусский политолог Валерий Карбалевич считает, что на белорусско-украинские отношения приход к власти в Киеве Виктора Ющенко в целом не повлияет. В том числе и потому, что особых проблем между Беларусью и Украиной нет. “А вот в ЕЭП, -- отметил Карбалевич, -- и в треугольнике Беларусь — Россия — Украина возможны серьезные геополитические сдвиги” (“Белорусские новости”, 5.1.2005). Следует отметить, что еще более конкретно высказываются по поводу ЕЭП и СНГ в целом сами представители новой украинской власти. “В течение пяти лет Украина вполне может стать членом ЕС и НАТО, -- сразу же после того, как итоги президентских выборов на Украине стали ясны, заявил заместитель Виктора Ющенко по коалиции “Сила народа” Юрий Костенко. -- В русле формирования новых геополитических интересов Украины второе дыхание получит ГУУАМ (региональная организация, объединяющая Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию). Результаты президентских выборов 26 декабря создадут новые организационные формы, а искусственные образования -- и СНГ, и ЕЭП – отомрут” (“Время новостей”, 27.12.2004).
Последние заявления, видимо, должны заставить Кремль по-новому взглянуть на реалии развития постсоветского пространства. Возможно, не обойдется и без корректив в рамках Союза Беларуси и России. Тем более что в канун Нового года Президент Беларуси А.Лукашенко недвусмысленно дал понять, что “в 2005 году Россия должна кардинально пересмотреть свою позицию по вопросу о Союзе с Беларусью. Европа начинает трезветь, -- отметил белорусский Президент. -- Она понимает, что ей не нужна в центре Европы страна с дестабилизированной экономикой и политикой. Это нас радует. Но с Россией есть ряд проблем, которые отравляют нормальный ход событий. И тут России надо откорректировать политику и более внимательно относиться к Беларуси”.