15.10.2007
Соседка Беларуси и России – Литва возлагает большие надежды на предстоящий 18-19 октября саммит Евросоюза в Португалии, на котором будут обсуждаться отношения России и ЕС в области энергетики. Вильнюс надеется привлечь европейцев на свою сторону. «Попытаемся в конце концов определиться по этому вопросу: или мы решаемся по этому вопросу говорить с Россией в один голос, или ЕС является «бумажным тигром», своего рода фикцией», – отметил президент Литвы Валдас Адамкус. Европейский же комиссар по энергетике Андрис Пибалгс не разделяет таких опасений: многие правительства используют энергетические ресурсы для решения политических вопросов. Учитывая же, что Россия экспортирует в ЕС 60% производимой нефти и половину газа, Евросоюзу «жизненно важно поддерживать с Москвой диалог».
Итак, Европа – с Россией или же с транзитными странами?
Обеспокоенность Литвы понять не сложно: ответвление нефтепровода «Дружба», по которому поступало сырье на «Мажейкю нафту», не действует уже более года и, судя по всему, не будет действовать уже никогда. Украинский эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин в интервью газете «Летувос ритас» без обиняков заявил, что ответвление «Дружбы» на Литву Россия закрыла, реализуя грандиозный план, направленный не только против литовцев, но и против их соседей. «Россия стремится, чтобы эти страны не получали выгоды от транзита русского сырья через их территорию, -- подчеркивает он. -- Общая стратегия и «Газпрома», и нефтяных компаний -- нефть и газ на Запад должны поставляться как можно через меньшее количество стран. Тем самым будут уменьшены расходы на транспортировку. Это одна из основных причин всех, ранее случавшихся газовых войн с Украиной, а также то утихающего, то снова возобновляющегося конфликта с Беларусью и необъявленной нефтяной войны с Литвой». Впрочем, продолжает он, «будет ли успешно осуществлен общий план, трудно прогнозировать. Еще не ясно, будут ли на самом деле транспортные расходы меньше, если прокладывать не только по экономическим, но и по политическим мотивам более длинные трубопроводы в обход традиционных маршрутов».
Конечно же, в рассуждениях Сапрыкина присутствует субъективизм, поскольку его собственная страна – Украина – похвастаться безоблачными взаимоотношениями с Россией также не может. Подведение итогов недавних украинских парламентских выборов вызвало отклик в «Газпроме»: оттуда немедленно прозвучало заявление, что задолженность украинской стороны за поставки газа составляет более 1,3 миллиарда долларов – и если долг не будет урегулирован, «Газпром» «будет вынужден начать сокращение поставок для потребителей Украины». Но обитатели известного небоскреба на московской улице Наметкина при этом особо подчеркивали, что действия компании никак не связаны с украинскими выборами: просто «Газпром» в течение девяти месяцев поставлял Украине газ, несмотря на постоянные невыплаты. Компания даже отложила вопрос о сокращении поставок до окончания выборов, чтобы избежать обвинений в выкручивании рук.
Теперь же, когда вопрос этот был поднят, его попыталась обратить себе во благо… «газовая принцесса» и фаворитка украинских выборов – Юлия Тимошенко. «Вы видите, насколько неискренними были Янукович и его правительство: сейчас открываются ужасные примеры крупномасштабного воровства», – заявила она, сама в прошлом обитательница киевского следственного изолятора «Лукьяновка». – Кто им дал право накопить такой долг за газ перед Россией?.. Мы будем разбираться, кто понесет за это ответственность». Правительство же Виктора Януковича отрицает свою задолженность перед «Газпромом». Это долги не правительства, а хозяйствующих субъектов, поясняют в украинском Кабинете министров.
Пока на постсоветском пространстве кипят политические баталии вокруг действий менеджеров с Наметкина, в Европе растет паника. Истерию нагнетают газетные публикации, тон которых по мере приближения к отопительному сезону становится все жестче. Большинство немцев видит в России угрозу в вопросах энергетики – к таким выводам пришел Фонд Маршалла. Британский «Таймс» разделяет подобные опасения: «Действия российской корпорации наводят на мысль о повторении январских событий прошлого года… В последнее время российская компания добивается повышения цен для всех бывших стран-сателлитов, включая Молдавию и Беларусь». А «Коммерсант-Украина» отмечает: «В случае, если состав правительства не изменится, цена на газ для Украины может колебаться на уровне 145-175 долларов за тысячу кубометров». В противном случае придется «ориентироваться на цену 230 долларов».
Иные публикации одними заголовками нагоняют тоску и страх: «Россия – опасная империя» («Латвияс авизе»), «Россия нападает на балтийские народы» (литовская «Вейдас»), «Глобальное предупреждение из уст Владимира Путина» (британская «Санди таймс»), «Протекционизм в России подпитывается разбродом в ЕС» (британская «Файнэншнл таймс»).
На последней из перечисленных статей хотелось бы остановиться подробнее. Предпринимаемые Евросоюзом меры по защите своих стран от повторения кризисных ситуаций вылились в то, что Еврокомиссией был согласован проект закона, смысл которого: поставщики энергии должны либо отказаться от владения трубопроводами, либо передать их в управление независимым операторам. В этом случае «Газпром» потеряет право владеть газораспределительными сетями в Европе.
Решение эффектно, но насколько оно эффективно – большой вопрос. «Файнэншнл таймс» отмечает: «Поставив таким образом границы европейским амбициям «Газпрома», Комиссия сделала первый шаг – действие смелое и похвальное. Однако само по себе недостаточное… У «Газпрома» есть право со временем показать, что с ним можно разговаривать, как с обычным торговым партнером. Хотя для этого России придется предложить Европе аналогичные условия». Американская «Уолл стрит джорнал» философски замечает: «В любой конфронтации все будет зависеть от того, кто моргнет первым: Европа, которой нужен газ, или «Газпром», которому нужны евро. Но даже если Евросоюз сумеет единодушно выступить в таком стратегически важном вопросе, совершенно не ясно, чья позиция в данном случае окажется сильнее».
Учитывая подобные сомнения, сейчас – в преддверии отопительного сезона – самым актуальным кажется вопрос: надо ли играть политические ноктюрны на флейте нефтяных и газовых труб? Российский аналитик Дмитрий Тренин в своей новой книге «Понять Россию» прогнозирует: возникает новый Запад, основанный не на демократии, а на капитализме. «Америка и Европа должны взглянуть на Россию как на развивающееся капиталистическое общество, а не на неудачный демократический проект», – считает Тренин.
В этом с экспертом трудно не согласиться: даже со своими ближайшими соседями и партнерами Россия ведет себя именно как «капиталистическое общество». Соответственно, и шаги партнеров должны быть аналогичными. Союзное государство Беларуси и России, как известно, имеет не только энергетическую составляющую -- есть еще политическое, военно-техническое, культурное сотрудничество. И от перевода на фундамент прагматизма отношения Минска и Москвы в конечном счете станут лишь устойчивее. Взаимоотношения же Европы и «Газпрома» еще долго будут напоминать «ломку» отлученного от «иглы» наркомана: до тех пор, пока европейские структуры и недружественно настроенные к России силы на Украине и в Прибалтике будут стараться любой ценой сорвать сиюминутные политические дивиденды.
А что же делать Беларуси в ситуации, если капиталистические интересы «Газпрома» окажутся для Москвы предпочтительнее Союзного госстроительства? Определенные превентивные меры в этом отношении предприняты уже сегодня. Президентом Александром Лукашенко одобрена специальная Концепции, которая, в отличие от аналогичного документа 2005 года, выгодно отличается своими масштабами. В ней учтена ситуация, сложившаяся на рынке энергоносителей, в том числе и в связи с ростом цен на энергоресурсы, поставляемые из России. Как отмечает БЕЛТА, согласно проекту Концепции, в Беларуси будет продолжена работа по диверсификации используемых топливно-энергетических ресурсов. В частности, планируется построить три угольные станции мощностью около 800-850 МВт, которые разместятся в Брестской, Гродненской и Гомельской областях. Кроме того, по мнению экспертов, уже в ближайшее время станет ощутимой реальная экономическая выгода от перевода белорусских цементных заводов на использование угля. Если сегодня в топливно-энергетическом балансе доля газа составляет 80%, то проектом Концепции предусмотрено снижение этого показателя до 50%. Тщательно проработаны вопросы формирования резервов энергоресурсов: к 2020 году планируется создать мощности по хранению газа, которые обеспечивали бы бесперебойную работу экономики в течение 45 зимних суток.
В 2010 году по сравнению с 2005-м снизить энергоемкость ВВП планируется не менее чем на 31%, в 2020 году – на 60%. Стимулировать энергосбережение и повышение энергоэффективности будет целая система административных и экономических мер, в том числе введение повышенных тарифов на электрическую и тепловую энергию в случае, если предприятие, организация или учреждение не укладываются в установленные правительством объемы. В то же время в коллективах будут применяться денежные вознаграждения и выплаты в качестве инструмента поощрения энергосбережения и экономии. Будут устанавливаться лимиты предельного потребления электрической и тепловой энергии для тех или иных хозяйственных субъектов. Проектом Концепции предусматривается также ряд мероприятий по альтернативным поставкам энергоресурсов из различных регионов мира. Весьма активно прорабатываются вопросы поставок энергоносителей из Каспийского региона, Ирана, Венесуэлы, а также использования портов на Черном и Балтийском морях. «Все это даст возможность избежать крупных издержек в экономике в случае каких-либо газовых и нефтяных «войн», – отмечает БЕЛТА. – А еще – и стать партнером Европы в ее стремлении выработать действенную «вакцину» против диктата современных энергетических монополистов».
Однако, отметим, «Газпром» – это еще не вся Москва. И тем более – не вся Россия. Действия обитателей небоскреба на Наметкина, конечно, могут внести сложности в белорусско-российское союзное сближение. Но подорвать его устои даже они – не в состоянии.