Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

10.10.2007

Итоги саммита в Душанбе

Упорно циркулировавшие на протяжении последних лет слухи о неизбежной кончине СНГ оказались в очередной раз сильно преувеличенными. Об этом свидетельствуют итоги саммита в Душанбе. Собравшиеся главы государств (не было только украинского президента В.Ющенко и президента Азербайджана И.Алиева) в принципе согласились с Концепцией развития СНГ, хотя к полному консенсусу о путях его дальнейшего сосуществования так и не пришли. Представители Тбилиси в работе над документом практически не участвовали, а Баку представляли не чиновники, а эксперты. Концепцию не подписали Грузия и Туркмения, Украина и Азербайджан высказали особое мнение, а Молдавия подписала документ с оговоркой. Если Туркмения предпочла сохранить нейтралитет, то члены проамериканской ГУАМ имели серьезные претензии к документу. Судя по всему, все четыре государства не желали ставить международный договор (которым концепция не является) выше международного законодательства.

Упорно циркулировавшие на протяжении последних лет слухи о неизбежной кончине СНГ оказались в очередной раз сильно преувеличенными. Об этом свидетельствуют итоги саммита в Душанбе. Собравшиеся главы государств (не было только украинского президента В.Ющенко и президента Азербайджана И.Алиева) в принципе согласились с Концепцией развития СНГ, хотя к полному консенсусу о путях его дальнейшего сосуществования так и не пришли. Представители Тбилиси в работе над документом практически не участвовали, а Баку представляли не чиновники, а эксперты. Концепцию не подписали Грузия и Туркмения, Украина и Азербайджан высказали особое мнение, а Молдавия подписала документ с оговоркой. Если Туркмения предпочла сохранить нейтралитет, то члены проамериканской ГУАМ имели серьезные претензии к документу. Судя по всему, все четыре государства не желали ставить международный договор (которым концепция не является) выше международного законодательства.

Тем не менее, президенты договорились, что отныне будут работать по принципу «1 год – 1 тема». В этом году – миграция. Лидеры подписали документ о создании банка данных переселенцев и о совете гав миграционных ведомств, которые теперь должны придумать, как вывести нелегальных приезжих из «подполья». В следующем году обсудят развитие транспортных артерий в СНГ. Это говорит о том, что СНГ может стать работоспособной организацией.  К общему согласию лидеры государств пришли по поводу замещения вакантной должности исполнительного секретаря СНГ. Назначение С.Лебедева, бывшего руководителя Службы внешней разведки России, на указанную должность некоторые аналитики рассматривают как «первое назначение реального политика» в эту международную структуру, который «сумеет реанимировать целостную скоординированную российскую политику в странах СНГ».

На встрече лидеров ОДКБ (России, Казахстана, Киргизии, Армении, Таджикистана, Узбекистана и Беларуси) решено создать миротворческие силы организации. Кроме того, был подписан договор о продаже его участникам российского оружия и спецтехники по внутрироссийским льготным ценам. Отдельные комментаторы склонны считать, что подобная мера подорвет российских экспортеров вооружений. Ведь в такой ситуации кое-кто из стран-получателей может перепродавать полученное по дешевке российское оружие на сторону и тем самым создать конкуренцию его производителю. Чтобы этого не произошло, полагают аналитики, необходимо взять подобные поставки под жесткий лимитированный контроль.

А вот результаты саммита ЕврАзЭС, по словам В.Путина, были «почти революционными». Еще бы: о едином таможенном пространстве начали договариваться 12 лет назад. Теперь же пошлины на внешних границах России, Казахстана и Беларуси к 2011 году будет определять наднациональный орган – Комиссия таможенного союза. После почти трех часов сидения за закрытыми дверями все согласились, что голоса будут зависеть от экономического потенциала страны. То есть Россия получает «контрольный пакет» в 57%. Он, впрочем, уменьшится, когда к Союзу по мере готовности присоединятся остальные члены ЕврАзЭС – Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Сама комиссия со временем и с передачей ей некоторых других функций может стать чем-то вроде правительства объединенного Евразийства. Наблюдатели положительно отнеслись и к назначению бывшего посла Казахстана в России Т.Мансурова на пост генерального секретаря ЕврАзЭС. Выражена уверенность, что он сумеет расширить компетенцию Интеграционного комитета ЕврАзЭс.

Любопытно, что все вынесенные на обсуждение документы подписали только четыре государства – Россия, Киргизия, Беларусь и Армения. Тем не менее, характер принятых решений позволяет сделать оптимистический вывод: после «бракоразводных» 90-х годов началось реальное объединение на постсоветском пространстве.

Владимир Клавдин, политолог