Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

06.10.2008

Самострел

Великий поэт заметил: воюют между собой злато и булат. Каждый уверен в том, что «все мое»... США попытались взять их в одну связку. Были убеждены, что финансовая и военная мощь дает им все. Накануне вторжения в Ирак Джордж Буша заявлял, что не нуждается в союзниках -- у него хватит сил и средств завоевать Большой Ближний Восток. Авантюрная затея сорвалась. В Багдаде американцы сидят за опутанными колючей проволокой бетонными стенами. Оккупанты охраняют себя -- на большее не способны. Потрачен впустую триллион долларов, и не получают взамен ничего, кроме «груза 200». Афганистан встал вровень с Ираком -- очередной провал США.

Великий поэт заметил: воюют между собой злато и булат. Каждый уверен в том, что «все мое»... США попытались взять их в одну связку. Были убеждены, что финансовая и военная мощь дает им все. Накануне вторжения в Ирак Джордж Буша заявлял, что не нуждается в союзниках -- у него хватит сил и средств завоевать Большой Ближний Восток. Авантюрная затея сорвалась. В Багдаде американцы сидят за опутанными колючей проволокой бетонными стенами. Оккупанты охраняют себя -- на большее не способны. Потрачен впустую триллион долларов, и не получают взамен ничего, кроме «груза 200». Афганистан встал вровень с Ираком -- очередной провал США.

В ловушке

Вашингтон умеет считать, но не умеет просчитывать. В октябре 2001 года американцы вместе с натовскими обозниками пересекли афганскую границу. Через месяц был взят Кабул, и талибы ушли в горы. Среди вашингтонских мудрецов выделялся генерал Колин Пауэлл. Председатель объединенного комитета штабов стал государственным секретарем и, опираясь на свой армейский опыт и дипломатические способности, обнадежил Белый дом: «Мы рассчитываем завершить военную операцию к зиме». Прошло семь лет, и победная реляция превратилась в пыль.

Недавно под охраной четырех тысяч солдат из Кандагара везли турбину для ГЭС. Этот путь в двести километров оказался смертельно опасным: боевики «Талибана» совершали одну вылазку за другой. Конвой находился в бронированных машинах, но не смог бы отбить внезапное нападение, не имея прикрытия сверху -- истребителей и вертолетов. Еле добрались до места...

Вторжение начиналось с бомбовых и ракетных ударов. Воздушная война заставила талибов отступить, но не потеряли наступательный порыв. Ожесточенные бои развернулись в предгорьях Гиндукуша. Американцы вместе с британцами и голландцами, спасая свои жизни, боятся входить в ущелья. Талибы отстояли позиции и пошли на север и запад. У них хватает современного вооружения и, главное, решимости. Обстреливают торпедами центральное командование НАТО в Кабуле и американскую базу в провинции Хост, осуществляют фронтальные атаки, взрывают комендатуры и полицейские участки.

Тем, кто вышел на линию огня, нужен надежный тыл. Если его нет, ты в осаде. Пришельцы попали в эту западню. США привезли в Кабул Хамида Карзая, делавшего бизнес за океаном, и назначили его президентом. Он сидит под «домашним арестом» -- не высунуться, не пройтись по улицам столицы, не избавиться от животного страха... В прошлом афганцы по-разному относились к талибам, но сейчас всецело на их стороне. Причины более чем понятны. Американцы разбомбили деревню, где проходила свадьба, и новобрачные вместе с десятками гостей легли в воронку. На контрольно-пропускном пункте немецкие солдаты убили женщину и двоих детей... Зверства повторяются снова и снова, и командование коалиционных сил признает «ошибки». Но это не случайные инциденты. «Миротворцы» испытывают чувство безнадежности и компенсируют свои страхи жестокостью. Уничтожают беззащитных людей и уничтожают себя -- всеобщая ненависть неодолима.

В провинции Кундуз, которая находится в зоне «немецкой ответственности», боевики управляют целыми районами. Их предводитель мулла Салам в интервью гамбургскому еженедельнику «Шпигель» предупредил чужеземцев: «Каждый, кто оккупирует нашу землю по указке Америки, будет убит -- будь то немец, турок или представитель другой нации. Мы будем мстить за каждого безвинно убиенного афганца и не прекратим священной войны, пока немцы не будут изгнаны из Кундуза, а все остальные оккупанты -- с прочих территорий Афганистана». Угроза реальна. На рыночной площади Кундуза террорист-смертник подорвал трех немецких солдат. «Параллельная» власть сурово расправляется с отщепенцами. Это не только прислужники оккупантов, но и мягкотелые «прихлебатели». Как пишет «Шпигель», недалеко от Кундуза боевики расстреляли крестьянина, который пил с иностранцами чай. На его теле оставили надпись: «Соглядатай неверных -- так будет с каждым».

Тактика салями

На раскаленной сковороде отсиживаться невозможно. Лондонская «Таймс», рупор правящих кругов Англии, высказала то, что замалчивают на Даунинг-стрит: «Ясно, что из Афганистана надо уходить. Ничего не получилось и не получится. Возможно, США найдут других союзников, готовых продолжать эту бессмысленную войну. Пусть они и повоюют, а британцам пора домой». Это, конечно, перебор. Гордон Браун не отколется от Джорджа Буша. Англичане никогда не огорчали Большого Брата -- Лондон в одной связке с Вашингтоном. Но у британцев есть горький и поучительный опыт: лет сто назад пытались подчинить Афганистан и, неся потери, бежали... Колеблются, но не могут оторваться от США.

Вашингтон в грустных хлопотах. Силы убывают, и нужны наемники. Взгляд -- на Берлин. ФРГ послали в Афганистан три с половиной тысячи военнослужащих. Освоили «спокойный» Север, где в боевых действиях не участвовали. Идут внутренние разборки между кланами и племенами, но опасно влезать в ядовитый клубок! Против террора нужно бороться мирными средствами. Это стало их программой -- немцы строили школы, снабжали больницы медикаментами, асфальтировали улицы, бурили колодцы, где людям не хватало питьевой воды. Заигрывали с будущим, а на юге и востоке страны натовцы под огнем.

Пентагон довел свой контингент до сорока тысяч, но не в состоянии переломить ситуацию. Нет иного выхода, как втянуть в мясорубку сателлитов. Они беспомощны, но хитры. Литва послала в Афганистан восемь «штыков», расщедрилась, однако, и довела численный состав до семидесяти пяти. Вильнюс поздравлял себя: держит на своих плечах однополярный мир. Однако не спешит лезть в пекло. Премьер-министр Литвы Гедеминас Киркилас прилетел в Тбилиси и предложил грузинам «совместное участие в миротворческой операции» на подступах к Гиндукушу. Прозвучал веский аргумент: «Грузия является высокогорной страной. У нашей страны другой рельеф». Это был более чем разумный и своевременный совет: нечего точить зубы на Южную Осетию, вам, грузинам, лучше отправиться в Кандагар, а литовцы обеспечат ваши тылы...

Американцы надеялись, что вслед за пигмеями потянутся дюжие вояки. Шеф Пентагона Роберт Гейтс обратился с письмом к немецкому коллеге и потребовал незамедлительно увеличить свое присутствие в Афганистане. Тон был жесткий и непримиримый: нужны не раздатчики гуманитарной помощи, а тысяча горных стрелков и две сотни десантников. Это вызвало в Берлине возмущение. Несколько десятков солдат бундесвера выдвинулись в район жарких боев, и «Шпигель» одной фразой передал их шоковое состояние: «В самой дальней пещере Гиндукуша ощущается запах пота, исходящий от перепуганных немцев».

Министра обороны ФРГ Франца-Йозефа Юнга называют «немощной фигурой» в правительстве, но его ведомство ответило Вашингтону пощечиной: «Не пытайтесь хитрить и уползать из провальной операции, предоставляя союзникам расхлебывать кашу, которую вы заварили». Юнг, однако, сдался и пообещал увеличить немецкий контингент до 4500 солдат. Вряд ли это случится. В Германии действует закон: в «горячие точки» могут ехать только добровольцы. Однако у «камуфляжных» немцев резко упало желание подработать в Афганистане. Чековая книжка работает на поминки...

В октябре пройдут два слушания в бундестаге, на которых будет обсуждаться афганский вопрос. Две трети жителей ФРГ настаивают на выводе войск, и за год до парламентских выборов депутаты не рискнут спорить с избирателями. Все партнеры США хотят выйти из петли. Прогибаются перед Вашингтоном, но дают «на съедение» как можно меньше «камуфляжников». Это своего рода тактика салями -- кормить мелкими зернышками.

Чем хуже, тем лучше

Американцы привыкли искать здоровье на дне бутылки. Не в силах справиться с «Талибаном», и положили глаз на Пакистан. Не было секретом, что эта страна стала опорой исламистов. Под давлением Вашингтона пакистанский лидер Первез Мушарраф время от времени «трепал» талибов, подчинивших себе пограничные районы. Решился на невероятный шаг -- приказал спецназу взять штурмом «Красную мечеть» в Исламабаде, где собирались сторонники «Талибана», и стал для граждан «лакеем США».

Как ни странно, подножку поставили ему американцы. Хотели двинуть на пост премьера Беназир Бхутто, за которой тянулись коррупционные скандалы, но она безмерно восторгалась Джорджем Бушем. Шахматный ход привел к патовой ситуации: в разгар парламентский кампании «железная леди» была убита. Оставила после себя письмо с именами тех людей из окружения президента Мушаррафа, которые замышляли покушение.

Необходимо было найти замену. Вашингтонские эмиссары ничего лучше не придумали, как усадить в президентское кресло мужа погибшей Асифа Зардари, который за баснословные взятки провел в тюрьмах около десятка лет. «Детали» не в счет. В Пентагоне были уверены, что смогут беспрепятственно совершать на территории Пакистана вооруженные вылазки и уничтожать базы талибов. Первая экспедиция состоялась -- американцы взрывали «подозрительные» объекты. Не менее 90 процентов пакистанцев признавались, что недолюбливают США, но после ракетно-бомбовой акции возненавидели янки. Ставка на Зардари провалилась. «Друг Вашингтона» с опаской оглядывается на армейскую верхушку, которая пригрозила американцам дать по рукам за грубое самоуправство.

Афганистан подорвал НАТО. Трещины трудно замазать: никто не хочет оплачивать деньгами и кровью сумасбродные американские проекты. Зона неприятия расширилась. Пакистан был партнером США, однако правила игры нарушены. Американцев преследуют неудачи. Хотели выпутаться из передряг и все больше запутываются.

Игорь ЛИСТОПАД.