Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

16.07.2008

Евросоюз на перепутье

Тупики вызывают панику. После того, как ирландцы сказали «нет» Лиссабонскому договору, Европа замерла. Все ждали реакции Брюсселя, но саммит ЕС не нашел внятного ответа. Печать заполонили интервью и статьи под мрачными заголовками: «Кризис Евросоюза», «Похороны интеграции», «Убитые надежды». Брюссельские плановики зашевелились и выступили с инициативой -- уравнять возможности граждан 27 стран. Но эта «завлекаловка» не заменит дорожную карту. Куда двигаться и как спасти Объединенную Европу -- это будоражит политиков. Но нет четкого ориентира.

Тупики вызывают панику. После того, как ирландцы сказали «нет» Лиссабонскому договору, Европа замерла. Все ждали реакции Брюсселя, но саммит ЕС не нашел внятного ответа. Печать заполонили интервью и статьи под мрачными заголовками: «Кризис Евросоюза», «Похороны интеграции», «Убитые надежды». Брюссельские плановики зашевелились и выступили с инициативой -- уравнять возможности граждан 27 стран. Но эта «завлекаловка» не заменит дорожную карту. Куда двигаться и как спасти Объединенную Европу -- это будоражит политиков. Но нет четкого ориентира.

Красный светофор

Когда ЕС стал стремительно расширяться, было очевидным: теряется управляемость. Нужен надежный обруч в виде Евроконституции. После трех лет напряженной работы комиссия под руководством экс-президента Франции Жискара д’Эстена подготовила документ, который выносился на общенациональный референдум. Произошла осечка. В 2005 году французы и голландцы завалили конституционный акт. Пришлось вернуться к проекту. Во второй половине прошлого года Германия председательствовала в ЕС, и канцлер Ангела Меркель потратила немало усилий, чтобы к декабрю предложить новую редакцию Основного закона. Мало что изменилось, но придумали «мягкое» название -- Лиссабонский договор. Это должно успокоить «сверхпатриотов», нежелающих сдавать суверенные права в брюссельский ломбард.

Чтобы избежать сюрпризов, какие случились во Франции и Нидерландах, входивших в число «отцов-основателей» ЕС и не грешивших евроскептицизмом, в Лиссабоне постановили всецело опираться на решения парламентов. Вместо всеобщего голосования, в котором таится немало рисков, ограничиться доверием «управляемых» законодателей. Ирландия стала исключением. В ее конституции прописано, что передать часть властных полномочий европейским органам возможно лишь с одобрения граждан.

Для Брюсселя это оказалось ловушкой. 880 тысяч ирландцев, проголосовавших против Лиссабонского договора, взяли в заложники 500 миллионов жителей Евросоюза. Разве «отказники» не поставили себя под удар? Вступив в ЕС, Ирландия получила с 1973 года субсидий в размере 84 миллиарда евро. Дублин, естественно, вносил собственный вклад в союзную казну, но после всех расчетов имел чистый прибыток -- сорок миллиардов. В динамике доходов на душу населения Зеленый остров на треть опережал Германию, своего главного спонсора. Ирландия вкладывала свалившиеся с неба деньги в университетское образование и соблазняла зарубежных инвесторов низкими налогами. Экономика ежегодно прирастает на 8--9 процентов. Глава ирландского правительства Брайен Кауэн не раз говорил, что «метаморфоза одной из самых отсталых аграрных стран на периферии Европы была бы просто невозможно без помощи ЕС».

Что могло так обеспокоить и оттолкнуть «счастливчиков» от Брюсселя? Логики, как будто, нет. Скороспелые аналитики называют не самые растравленные болевые точки. Ирландцы, как истые католики, протестовали против нежелания включить в преамбулу Лиссабонского договора христианские ценности. Это были странные претензии. В Евросоюз просится Турция, создается Средиземноморский союз, где будут представлены мусульманские страны, расширяются деловые и гуманитарные контакты с Азией и Африкой. Авторов «эпохального текста» можно понять: не надо на этом пути ставить идеологические барьеры. Волнует островитян, как и многих европейцев, зачем ЕС упорно продвигается на восток. Сообщество «перегружено», и прыжок в длину мешает прыжку в высоту. Иждивенцев и без того хватает! Какие-то резоны в этом есть. Где-то меньше, где-то больше. Но выходят наружу глубинные противоречия, которые подтачивают европейское единство. И с ними справиться куда сложнее -- потеряно время и тает пространство для маневра.

Пробки на дороге

Две помехи приостановили движение. Это прежде всего -- неспособность евробюрократии откликаться на нужды и запросы граждан. Брюссель -- в либеральном тумане. Готов всячески поддерживать бизнес, игнорируя заботы «низовых» людей. Учитываются интересы богачей -- все делается для защиты их интересов. Они и только они делают большие деньги и обеспечивают «финансовый вес» Евросоюза... Цены растут, высока безработица, средние слои опускаются вниз. Померкло ирландское чудо, которое так завораживало и вдохновляло. Иссяк бум на рынке недвижимости. Вокруг Дублина, пишет гамбургский еженедельник «Шпигель», стоят на лугах непроданные виллы, в предместьях пустуют доходные дома. На ипотеку и аренду у людей нет средств. Эта картина проецируется на Европу -- повсюду отощавшие кошельки и унылые настроения.

Изменение общественного климата нельзя было не заметить. Брюссель спохватился. На днях Евросоюз обнародовал «социальный пакет»: постепенное выравнивание платных медицинских услуг, улучшение условий труда, отмена всяких ограничений для «чужаков» на работу. Это, скорее, декларация. Обещания и заверения вряд ли кого-нибудь смогут «обогреть». Но политический просчет очевиден: если бы ирландцы что-то похожее услышали, они, возможно, добавили бы голосов Европе.

Национальные элиты по разному воспринимают лиссабонские новшества. Многих пугает централизм. Вводятся должности президента ЕС и главы дипломатического ведомства, который будет по совместительству курировать оборонную политику. На 30 процентов сокращается Еврокомиссия, и теряет силу принцип «одна страна -- один портфель в брюссельском руководстве». Союзные государства лишаются права вето. Единогласие уходит в прошлое и начнет действовать «двойное большинство»: 55 процентов еврочленов, на которых приходится 85 процентов населения ЕС, выносят обязательные для всех решения, которые не подлежат пересмотру.

Новая концепция -- детище Берлина и Парижа. «Ветераны» убеждены, что не только должны раздавать деньги, но и взять в свои руки рулевую колонку. Большая Европа должна сплотить ряды и стать экономическим и политическим центром силы мирового масштаба. Когда-то в польском сейме любой шляхтич мог прокричать «нет» и похоронить чуть ли не единогласно принятый проект. Это неизлечимая слабость -- действовать хаотично, в разнобой, на голых амбициях. В Лиссабоне 27 «братьев-соперников» поставили свои подписи под договором, но кое-что держат на уме. Неудобно скандалить и обижать патронов, но держали в кармане фигу.

Президент Польши Лех Качиньский поделился потайными мыслями. По его мнению, Евросоюз сбился с пути. Поляков надо было включить в первую пятерку -- вместе с Германией, Францией, Великобританией и, возможно, Италией. Но «двойное большинство» загнало Варшаву в угол. Так стоит ли молиться на Лиссабон? Сейм проголосовал за договор, но хозяин Бельведера отказался его ратифицировать. Объяснил, в чем дело: «Лучше быть сильным среди слабых, чем слабым среди сильных».

Капитальный ремонт

Серьезная поломка, но как вернуться на трассу? Брюссель -- в растерянности. Глава ЕС Жозе Мануэль Баррозу заявил, что надо, не оглядываясь на Ирландию, продолжить ратификацию основополагающего документа. Но куда деться от мучительного вопроса: что дальше? Нашли, казалось бы, простой и беспроигрышный вариант. Страны ЕС одна за другой узаконят принятый в Лиссабоне документ, и «отщепенцу» придется исправить свою ошибку и провести второй референдум. Ирландский премьер Брайен Кауэн был сторонником согласия и мира в ЕС, но категорически отверг повторное голосование. По его словам, оно возможно только после «сущностных изменений» в договоре, иначе граждане Зеленого острова откажутся переигрывать самих себя. В этом случае европейская команда уходит со старта и возвращается назад -- тренироваться и уточнять свою стратегию.

Есть «хирургический» вариант: Дублин не захотел считаться с позицией Берлина и Парижа, противопоставил себя всем игрокам, так пусть пересядет на скамейку запасных -- заморозит свое участие в Евросоюзе и перестанет ломать его структуру. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер поставил вопрос ребром: Ирландия должна приостановить свое членство в ЕС. С ее стороны это будет самая большая услуга Европе... Но многие партнеры не считают ее штрейкбрехером. «Не вижу никакой трагедии», -- заявил Лех Качиньский. Ирландцев поддержали президент Чехии Вацлав Клаус и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Ее невозможно исключить из сообщества -- хватает сторонников. Одни выражают свою солидарность открыто, другие сочувствуют Дублину, и никто не собирается его «дисквалифицировать».

Остается единственный выход: конституционный акт разбить на отдельные «пункты» и принимать их «врассыпную» -- кому это нужно. По сути, восстанавливается модель «Европы двух скоростей»: кто-то будет теснее сотрудничать с франко-германским «ядром», а кто-то выберет удаленную орбиту. Это расшатывает Евросоюз. Консультант Ангелы Меркель и депутат Европарламента Эльмар Брок считает, что ирландское «нет» перечеркнуло план европейской интеграции. Сообщество 27 стран распадается, и это «наихудшая из возможных катастроф». Дорога – в завалах.

Игорь Листопад