16.06.2008
Правовой основой белорусско-российского информационного сотрудничества является межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области печати, подписанное 19 февраля 1998 года в Минске. Документ включает в себя вопросы взаимодействия в области печатных СМИ, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии.
В целях практической реализации положений соглашения информационными ведомствами Беларуси и России подписывались ежегодные Планы мероприятий. С учетом стратегического характера такого взаимодействия в 2007 году подписан План мероприятий на 2007-2009 годы.
В соответствии с совместным решением коллегий Госкомпечати Беларуси и Госкомпечати России от 15 февраля 1999 года отменена процедура выдачи разрешений для распространения белорусских периодических печатных изданий на территории РФ, российских – на территории Беларуси.
Кроме того, во исполнение Договора о создании Союзного государства Мининформ Беларуси Минкультуры и массовых коммуникаций России и Постоянный Комитет разработали План мероприятий по созданию единого информационного пространства Союзного государства в области СМИ на 2007-2010 годы.
В то же время, по информации Постоянного Комитета, нормативно-правовая база двустороннего информационного сотрудничества требует приведения в соответствие с современными реалиями, прежде всего это касается межправительственного соглашения 1998 года. Документом, в частности, не отрегулированы конкретные вопросы взаимного беспрепятственного распространения СМИ, а также двустороннего сотрудничества в области телевидения.
В результате для белорусской стороны серьезной проблемой является распространение на территории РФ международного спутникового телеканала «Беларусь-ТВ», а в перспективе и других национальных телерадиоканалов. Связано это с условиями, установленными действующим российским законодательством для распространения зарубежных аудиовизуальных СМИ, а белорусские СМИ российская сторона относит к зарубежным. И хотя сегодня «Беларусь-ТВ» получил лицензию на вещание на Центральный федеральный округ сроком на 5 лет, спорный вопрос должным образом законодательно не отрегулирован.
В 2006-2007 годах периодически возникали и вопросы по распространению печатных СМИ: российская сторона ссылалась на ст.54 Закона о СМИ, в соответствии с которой для распространения иностранных печатных СМИ на российской территории требуется разрешение, если иной порядок не установлен международным договором. Поскольку в соглашении такой порядок детально не прописан, то необходимо получение таких разрешений редакциями белорусских газет и журналов.
После обращения Министерства информации Беларуси в Минкультуры и массовых коммуникаций РФ российское ведомство вынесло заключение о неприменении к белорусским печатным СМИ процедуры выдачи разрешений. Однако, отметили в Посткоме, и это решение не имеет надлежащего законодательного обоснования.
В белорусской законодательстве также закреплена норма о получении разрешений на распространение на своей территории зарубежных СМИ. Однако белорусская сторона никогда не инициировала применение процедуры выдачи разрешений в отношении российских СМИ, принимая во внимание важность данного аспекта как необходимой составляющей единого информационного пространства Союзного государства. Решение о выдаче таких разрешений может быть принято только в качестве ответной меры на действия российской стороны.
В связи с этим, в проекте соглашения о сотрудничестве в области информации и печати, разработанного белорусской стороной, учтены современные нормативно-правовые, экономические и иные условия белорусско-российского информационного взаимодействия, прописаны вопросы сотрудничества в области телерадиовещания, закреплено положение о беспрепятственном распространении СМИ без получения соответствующих разрешений. Ратификация соглашения будет способствовать развитию перспективного двустороннего информационного сотрудничества, в том числе по созданию единого информационного пространства Союзного государства.