22.05.2008
На минувшей неделе В.Ющенко позвонил А.Лукашенко. Не удивительно – президентам есть о чем поговорить. Географическая близость стран, схожие экономические интересы, различие геополитических ориентиров – далеко не полный перечень белорусско-украинской повестки дня.
Ключевой и, увы, традиционный, вопрос, который наверняка не смогут обойти главы государств, -- ратификация двустороннего говора о границе. Украина рассчитывает в ближайшей перспективе присоединиться к НАТО, куда нет смысла даже соваться, четко не обозначив свои государственные границы. Беларусь, о чем неоднократно было заявлено, не намерена вести разговоры о границе до признания украинской стороной на государственном уровне долгов украинских предприятий перед белорусскими, образовавшихся в первой половине девяностых. Белорусский участок границы далеко не самый проблемный для Киева, однако демаркация и обустройство границы потребует усилий и времени. Так, что Виктору Ющенко неизбежно придется предлагать Александру Лукашенко привлекательное решение, Минск, в отличие от Киева, может позволить себе не спешить.
Нефть. В апреле Украина, впервые купила нефть в Беларуси. Менеджмент Кременчугского НПЗ, который оказался на грани остановки, из-за конфликта российских и украинских собственников, вынужден был прибегнуть к достаточно экзотичному способу, чтобы обеспечить завод сырьем.
Намного перспективней, по мнению ряда экспертов, подключение Беларуси к проекту поставок каспийской нефти в Западную Европу по трубопроводу Одесса – Броды – Гданьск. Существующий отрезок нефтепровода Одесса – Броды эксплуатируется в реверсном режиме, т.е. российская нефть, поступающая по системе «Дружба» в Броды, транспортируется в черноморские порты. Польша, что и подтвердил в недавнем интервью польский Посол в Украине Яцек Ключковски, готовы начать достройку трубы до Гданьска, лишь после того как будет прекращена эксплуатация Одесса-Броды в реверсном режиме. Транзит российской нефти по трубопроводу «Дружба», по прогнозам российских специалистов, будет сокращаться. Таким образом, появляется возможность одну из трех труб «Дружбы» использовать для поставок каспийской нефти серьезному потребителю – Мозырьскому НПЗ. Фактически на переходный период достройки Одесса – Броды, «белорусской плечо» единственная возможность прибыльной эксплуатации трубопровода. Однако возможное в хождение в проект реального покупателя – Беларуси – не решает главной проблемы – не ясно смогут ли страны Каспийского моря обеспечить загрузку трубопровода.
Очевидно, что белорусская сторона рассмотрит предложение принять участие в проекте (если оно, конечно, поступит) максимально ответственно – диверсификация поставщиков энергоносителей одна из ключевых задач страны.
Электроэнергия . Другой ключевой темой «энергетического» диалога президентов, несомненно, станет транзит электроэнергии через Беларусь. Буквально за несколько дней, до звонка в Минск Виктора Ющенко принимал президент Литвы Вадлас Адамкус. Литва готовится закрыть Игналинскую АЭС, а Украина практически единственный потенциальный продавец ресурса в регионе. Увы, украинская энергосистема дефицитна, а электричество, предлагаемое на экспорт, дорого. Не надо забывать, что Беларусь заинтересована в покупке продукции украинских АЭС и ГрЭС, и мы вряд ли будем стремиться обеспечить Вильнюс в ущерб себе, так что перспективы украинско-белорусско-литовского моста крайне туманны.
В Вильнюсе Виктор Ющенко не ограничился энергетикой. Там же, был подписан украинско-литовский меморандум о развитии перевозки грузов в направлении Балтийское-Черное море. Беларусь не менее Литвы и Украины заинтересована в увеличение грузопотока между двумя морями. От этой инициативы может получить толчок автомобильный, железнодорожный, речной транспорт. Стоит ждать инвестиций в инфраструктуру, появления новых рабочих мест и т.д. Получи проект финансовую поддержку международных инвесторов – в выигрыше окажутся все его участники.
Заманчивые перспективы белорусско-украинского сотрудничества в обозначенных сферах могут перечеркнуть внутриукраинские политические баталии. Нет ясности в том, какими полномочиями в ближайшее время будет обладать украинский президент. Свежее принятый закон о Кабинете министров Украины дает президенту большие возможности для влияния на экономический процесс. Однако, крупнейшие политические силы страны – Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов, намерены изменить Конституцию и полностью отстранить президента от принятия экономических решений. Кроме того, уже сейчас украинский премьер прямо противостоит президенту в межгосударственных экономических переговорах (наиболее ярко это проявилось в ходе торга с «Газпромом»). Так, что вопрос – кто будет нести ответственность за соглашения, которые могут подписать главы государств? – открыт.