29.03.2010
Недавно Всемирный Банк опубликовал очередной свой доклад по поводу обозначившихся тенденций в мировой экономике. По мнению этой влиятельной финансовой организации, в 2010 году экономика России вырастет на 5-5,5%. На следующий год прогноз Всемирного банка для российской экономики также повышен, но уже не так значительно - с 3 до 3,5% . Первым благоприятным признаком для российской экономики станет улучшение общемировой ситуации. Глобальная экономика, по прогнозу ВБ, прибавит в текущем году 2,7%, а в 2011-м – 3,2%. Цена на нефть стабилизируется на уровне 76 - 77 долларов за баррель. К этому можно добавить начавшийся приток капитала в развивающиеся страны. Правда, России от него достается не так много: более трети в 2009 году пришлось на Латинскую Америку, еще треть на Азию и только 20% – на страны Восточной Европы и Россию. При этом ВБ отмечает, что международные банки по-прежнему не горят желанием выдавать кредиты.
Свои выводы сделали и российские официальные лица. Говоря о положительных сдвигах в экономике, замминистра экономического развития А.Клепач отметил и рост ВВП РФ в феврале на 3,9%, а всего с начала года -- на 4,5%. По словам замминистра, в марте можно ожидать дальнейшего роста макроэкономических показателей. Между тем, очищенные от сезонных факторов данные не столь радужны -- ВВП в феврале снизился на 0,9% к январю, напомнил замминистра. В минусе оказались пищевая промышленность и обрабатывающие производства, в плюсе -- производство транспортных средств. Причинами снижения А.Клепач назвал сокращение инвестиций в феврале по отношению к январю на 0,4% и спад розничной торговли на 1,0%.
Объемы промпроизводства с учетом сезонности в феврале также не порадовали -- они сократились к январю на 0,6%. Впрочем, для более точной оценки следует подождать один-два месяца -- в апреле-мае можно будет более качественно убрать сезонный фактор, и цифра станет более показательной, сказал А.Клепач. То, что промышленность оказалась в минусе, -- реалистичный, хоть и нерадостный результат, признал он. Ничего иного от первого квартала не ждали, более того, и во втором квартале существенного роста не ожидается, констатировал чиновник. «Если инвестиции в минусе, то это негативный импульс для промышленности и планов компаний», -- пояснил он. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в феврале 2010 года снизились на 7,4% по сравнению с февралем 2009 года, несмотря на эффект низкой базы. Правда, по сравнению с январем темпы падения замедлились. Согласно официальным данным, инвестиции в российскую экономику в 2010 году должны вырасти на 2,9%.
По официальному прогнозу правительства России рост ВВП РФ в 2011 году составит 3,4-3,6% при среднегодовой цене нефти 70-74 долларов за баррель. «Восстановление российской экономики происходит в условиях постепенного, но пока еще неустойчивого восстановления мировой экономики», -- сказано в докладе Всемирного банка.
По мнению экономистов ВБ, главным фактором экономического роста в 2010 году (особенно во втором квартале) будет потребление домохозяйств, растущее на фоне повышения пенсий, зарплат в госсекторе и «продолжающейся дедолларизации экономики». В течение первого и второго кварталов «дополнительным источником роста может стать пополнение материальных запасов оборотных средств» (с начала кризиса по оценкам ВБ коэффициент загрузки производственных мощностей снизился на 10% -- до 69%), а чистый экспорт на фоне роста импорта перестанет быть фактором роста.
На вопрос «Новых Известий», откуда такой оптимизм, главный экономист ВБ по России Ж.Богетич ответил, что «идет не только восстановление внешней торговли, но и внутреннего спроса, значит, и внутренних инвестиций». «С другой стороны, мы видим распространение восстановления на многие сектора экономики. Поэтому мы считаем, что восстановление будет уверенным, хотя и с медленным ростом занятости». Кроме того, по словам экономиста, в этом году за нас сыграет так называемый эффект базы. «Падение экономики в 2009 году было очень большим. Такая низкая база практически гарантирует более высокий экономический рост в 2010 году. Но в 2011-м этот эффект будет практически отсутствовать, и рост вернется к более ожидаемому уровню порядка 3–4%», – пояснил Ж.Богетич.
По сути Всемирный банк пришел к выводам, озвученным отдельными российскими экономистами еще полгода назад: деньги, полученные пенсионерами, практически немедленно вернутся в экономику -- и не какую-нибудь, а российскую -- в виде платежеспособного спроса. Из всех мер, предпринятых в прошлом году правительством, решение о валоризации и индексации пенсий, скорее всего, будет самым эффективным для поддержки российской экономики.
Укрепление рубля («дедоллароизация экономики») сдержит инфляцию и благотворно скажется на реальных доходах населения, что даст еще один толчок потребительскому спросу. В условиях мирового кризиса перепроизводства платежеспособный спрос становится главным фактором роста (что, кстати, блестяще продемонстрировала в прошлом году китайская экономика).
Однако известно, что в России растущий потребительский спрос помогает не столько отечественной промышленности, сколько иностранной. Импортных товаров мы покупаем куда больше, чем своих. «Это вопрос конкурентоспособности российских предприятий и товаров, вопрос стоимости рабочей силы по сравнению с производительностью труда, – пояснил «Новым Известиям» Ж.Богетич. – Не секрет, что РФ по сравнению с другими странами последние несколько лет имела рост зарплаты, значительно превышавший рост производительности труда. В макроэкономическом смысле это значит, что она потеряла конкурентоспособность». В то же время, по словам экономиста, есть много других факторов, которые могут помочь российской экономике. Один из них – качество инвестиционного климата. «В будущем один из больших вызовов российской экономической политики – улучшить инвестиционный климат и продолжать разумную налоговую и бюджетную политику с гибким управлением обменного курса и контроль неоправданного роста заработной платы, который превышает рост производительности труда», – заключил он.
Рост экономики, по мнению специалистов банка, не будет сопровождаться бурным ростом занятости. «До кризиса многие страны, включая Россию, имели высокие темпы подъема, но при этом ограниченный рост занятости, – заявил Ж.Богетич. – В кризис в странах Европы и Центральной Азии, куда входит и Россия, произошла массовая потеря рабочих мест, и хотя экономика будет восстанавливаться, это будет сопровождаться очень незначительным ростом занятости. Кое-где он будет даже отрицательным». Кстати, больше всего рискуют остаться без работы молодые мужчины, проживающие в городах.
Как отмечают эксперты Всемирного банка, безработица в России останется на уровне 9% в первом квартале 2010 года, а дальнейшее ее снижение в течение года будет связано лишь с ростом сезонной занятости. Более того, во Всемирном банке предполагают, что «после кризиса естественный уровень безработицы увеличится» на фоне увеличения длительной безработицы, снижения инфляции, увеличения размера минимальной зарплаты и ростом дисбаланса между количеством безработных и числом вакантных мест.
Некоторые аналитики выражают определенные сомнения по поводу выводов экспертов Всемирного банка. «Мне непонятно, как можно прогнозировать резкое улучшение ситуации, когда фундаментальные показатели говорят о другом, – рассуждает в «Независимой газете» директор департамента стратегического анализа компании ФБК И.Николаев. – Например, динамика инвестиций в основной капитал, которая теснейшим образом связана с экономическим ростом, и в январе и в феврале существенно снижалась – примерно на 8%. Невозможно, чтобы инвестиции падали, а ВВП при этом рос».
Совершенно очевидно, что важную роль в подъеме экономики должно сыграть увеличение инвестиций, которое многие аналитики считают маловероятным в нынешних условиях. Чтобы сделать Россию привлекательной страной для инвестиций, надо, по мнению экономического обозревателя Интернет-ресурса « Newsru . com » М.Бланта, значительно уменьшить налоговую нагрузку, сэкономив при этом еще на бюрократических расходах и снизив уровень коррупции. Это, по мнению обозревателя, сделало бы более конкурентоспособной всю российскую экономику, а не только отрасли, которые кому-то кажутся прорывными.
Владимир Клавдин, политолог