20.03.2010
14 марта в восьми регионах России -- Республике Алтай и Хабаровском крае, Воронежской, Калужской, Свердловской, Курганской и Рязанской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе -- прошли выборы в законодательные собрания. В нынешних выборах принимали участие только парламентские партии. Кроме того, в ряде регионов прошли выборы в органы местного самоуправления.
Аналитики обратили внимание на некоторые особенности прошедших выборов. Прежде всего бросается в глаза очевидная попытка Кремля не допустить повсеместного повторения сценария прошлогодних октябрьских выборов, связанного с масштабным использованием административного ресурса на местах. В итоге парламентская оппозиция устроила демарш в Госдуме, а президент был вынужден улаживать проблему лично: сначала встретившись с лидерами партий, а потом вынеся вопрос о политреформе на заседание Госсовета в январе. Это первые региональные выборы в стране, проходящие после того, как Д.Медведев «огласил десять направлений модернизации выборной системы», и политические партии позитивно откликнулись на призыв президента активизировать политическую конкуренцию.
По сведениям «Политкома.ру», Кремль дал установку регионам создать условия для прохождения в парламенты более двух партий. В этой связи выборы становятся своего рода мерилом способности Кремля противостоять административной, бюрократической инерции, а также уровня страха в региональной элите, опасающейся неконтролируемого роста протеста на местах. Результаты показали, что регионы приняли к исполнению неофициальное указание, что привело к значимым последствиям. В пять региональных парламентов прошли все четыре парламентские партии, в трех случаях (в Рязани, Воронеже и на Ямале) «Справедливая Россия» не дотянула до 7%-ного барьера.
Анализируя итоги выборов, нельзя не заметить, что «Единая Россия» подтвердила свой имидж главной партии власти. Однако успехи «единороссов» не были такими безоговорочными, как это наблюдалось раньше. Больше половины голосов она получила только в трех регионах. В остальных случаях их результат был меньше 50%. В СМИ сообщалось, что в Кремле готовились к снижению уровня поддержки в целом на 5%. Неофициальной минимальной планкой стала цифра в 50% (ранее 55-60%). Как видно, результат оказался еще меньшим.
Тем не менее руководство «ЕР» высказало удовлетворение итогами выборов. «Если сравнивать результаты прошедших выборов с аналогичными предыдущими выборами или в законодательные собрания, или муниципального уровня, то в различных субъектах, районах или городах мы получили в 1,5-2 раза выше поддержку избирателей», -- подчеркнул Б.Грызлов. Он признал, правда, что на некоторых выборах «Единая Россия» может и проигрывать -- на уровне городов и районов. «Мы эти проигрыши изучаем и делаем выводы», -- заверил Б.Грызлов.
Двумя неприятными провалами обернулись для «Единой России» муниципальные выборы. Партии власти не удалось провести своих кандидатов на посты мэров в ряде городов и муниципальных образований, включая областной центр Иркутск и Усть-Илимск. Как полагает «Время новостей», причиной поражения стало неумение «медведей» договориться о выдвижении проходного кандидата, устраивающего все элитные группы. Это свидетельствует о том, считает Интернет-ресурс, что если элиты регионального уровня «Единой России» еще как-то удается объединить и мобилизовать, то уже на уровне муниципалитетов достигать такого единства все труднее. Градоначальников избирали пять региональных столиц. И если в Краснодаре, Омске, Ростове-на-Дону и Ульяновске победили единороссы, то в Иркутске кандидат от правящей партии С.Серебренников практически провалился, получив лишь 27% голосов, тогда как коммунист В.Кондрашов обошел его в два с половиной раза -- 62%.
В менее крупных поселениях таких случаев еще больше. Яркий пример -- ситуация в Свердловской области. Самовыдвиженец В.Рыжков с двукратным перевесом (61% против 33%) выиграл у «единоросса» И.Силантьева выборы главы поселка Уральский. «Эсер» В.Гришин (64%) стал главой города Лесной, оставив далеко позади «единоросса» Г.Моськова (19%). Член «Справедливой России» Ю.Фролов в Североуральске со счетом 49% против 32% победил выдвиженца партии власти С.Бирюкова. В Асбесте разрыв между кандидатами был не столь велик, однако депутату местной гордумы В.Суслопарову (48%) удалось отвоевать кресло мэра у единоросса В.Белошейкина (42%). Малоизвестные для большинства россиян названия не должны создавать впечатление, что единороссы проиграли выборы в глухой провинции. Но это не так. Усть-Илимск -- город энергетиков (ГЭС и ТЭЦ), Североуральск -- бывший шахтерский поселок, Асбест -- классический моногород с градообразующим предприятием «Ураласбест». А на территории закрытого поселка Лесной находится режимный объект, являющийся частью ядерного щита России.
Обращает на себя внимание успех КПРФ. Руководство партии довольно предварительными результатами региональных выборов. «Мы практически везде прибавили, но прежде всего в городах, -- сказал журналистам Г.Зюганов. -- Там наш результат составляет от 27 до 35%. Кандидат от КПРФ победил на выборах мэра Иркутска, набрав более 60% голосов и в два раза опередив кандидата-единоросса. Мы победили в Новочеркасске, в Рыльске Курской области, в подмосковной Шатуре. Причем в Шатуре нам удалось победить на выборах не только главы администрации, но и депутатов горсовета. Однако власть по-прежнему, используя административный ресурс, фальсифицировала итоги голосования в сельской местности». Г.А. Зюганов подчеркнул, что в среднем по стране результат КПРФ составляет около 20%. Что касается «Единой России», то она во всех регионах, кроме Воронежской области, по словам Г.Зюганова, потеряла по 10-15-20% голосов. Сайт «КПРФ.ру» не без удовлетворения заметил, что 14 марта КПРФ получила лучший результат с 2003 года.
Не очень в итоге оказались довольными лидеры ЛДПР, несмотря на то, что получили почетное третье место среди политических партий. Они не преодолели семипроцентный барьер в Воронежской и Рязанской областях, хотя по предварительным данным, озвученным руководителем фракции ЛДПР И. Лебедевым в интервью «Интерфаксу», кандидаты от его партии везде набирали свыше 10% голосов избирателей.
Одна из особенностей прошедших выборов – увеличение представительства оппозиционных партий. Это отражение усиления кризисных явлений в регионах, наиболее отчетливо выразившееся в росте тарифов на услуги ЖКХ (региональным властям и муниципалитетам надо «латать дыры» в своих бюджетах). А также снижение роли административного ресурса, в том числе при подсчете голосов. Эти факторы (причем второй можно считать более важным) привели к получению парламентской оппозицией более высоких результатов, чем в последние годы.
Таким образом, прошедшие местные выборы отличались достаточно жесткой борьбой – стремление «единороссов» компенсировать снижение роли административного ресурса более агрессивной избирательной кампанией не привело к воспроизводству результатов выборов 2008-2009 годов. «Единая Россия» осталась лидером, но другие парламентские партии, даже в условиях «нестерильной» конкуренции, получили дополнительные возможности и повышают свою привлекательность для политических инвесторов перед парламентскими выборами.
Владимир Клавдин, политолог