11.02.2010
Польский правительственный Центр восточных исследований разместил на своем интернет-сайте www . osw . waw . pl аналитическую публикацию, посвященную председательству Казахстана в ОБСЕ, наступившему с января 2010 года. Подчеркивается, что впервые эту организацию возглавляет постсоветская, азиатская и мусульманская страна. При этом возможность руководить организацией, ставящей своей задачей, в частности, поддержку развития демократии, получило авторитарное государство, в котором ОБСЕ не признало отвечающими европейским стандартам ни одних выборов. Предоставление Казахстану руководства ОБСЕ является выражением признательности региональной и международной позиции этой страны, которая на протяжении неполных двадцати лет независимости, избегая социальных потрясений, провела глубокую и всестороннюю модернизацию и достигла уровня экономического развития, позволяющего проводить самостоятельную, амбициозную внешнюю политику.
Председательство Казахстана означает перенос центра тяжести в рамках приоритетов OБСЕ – у Казахстана есть шанс стать представителем Средней Азии и даже всего СНГ на Западе и добиться наращивания присутствия тем, важных для этого региона (прежде всего касающихся вопросов безопасности) на форуме организации при одновременном ослаблении традиционных для OБСЕ усилий в пользу демократизации.
То, что Казахстан председательствует в OБСЕ, является огромным престижным успехом Астаны и прежде всего в этих категориях воспринимается он в Казахстане как шанс для дальнейшего промоушн страны.
Казахстан в течении пяти лет интенсивно добивался предоставления ему функции председателя OБСЕ, делая акцент на достижения в модернизации страны по западным образцам и вместе с тем внушая, что возможный отказ может стать причиной отхода Астаны от углубления сотрудничества с Западом и ее сближения с Россией и Китаем. В конце концов кандидатура Казахстана была утверждена во время заседания министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ 30 ноября 2007 года в Мадриде.
Предоставление председательства Астане – это выражение признания ее исключительной позиции на пространстве СНГ. Казахстан, который получил независимость без малого две декады тому назад, добился успеха в строительстве стабильного государства и динамической, во все большей степени выходящей за пределы сырьевого сектора экономике, что является сенсацией в Средней Азии. Сегодня Казахстан является самым крупным производителем и экспортером нефти в каспийском регионе и имеет наибольший потенциал как роста производства, так и экспорта. Уже теперь он является главным бизнес-партнером Европейского союза в Средней Азии, а перспектива дальнейшего развития экономического сотрудничества с Западом привлекательна для обеих сторон. Отличительной чертой Казахстана является также активная, многовекторная и неконфронтационная внешняя политика. Однако его амбиции выходят не только за пределы Средней Азии, но и СНГ. За последние годы Казахстан становится все более претенциозным как по отношению к России, так и к Западу и интенсивно развивает сотрудничество с Китаем. Благодаря попыткам уравновешивания влияния этих трех ключевых в среднеазиатском регионе игроков Астана реализует свои стратегические цели – увеличение добывающего и транзитного потенциала энергетического сектора.
Решение о наделении председательством было попыткой улаживания углубляющихся разделов в рамках ОБСЕ - прежде всего между высказывающимися за ограничение контроля политических и избирательных процессов государствами СНГ и остальными странами-членами, в большинстве являющимися сторонниками прежней линии этой организации.
Предоставление председательства Казахстану было жестом по отношению к постсоветским государствам, демонстрирующим равноправие отношений между новыми и старыми странами-членами ОБСЕ.
Существенное значение для выбора Казахстана в качестве председательствующего в ОБСЕ имела поддержка России. Москва, лоббируя в пользу кандидатуры Астаны, рассчитывала, что ОБСЕ станет выразителем ее концепции развития ОБСЕ, а влияние, которое Россия имеет в Казахстане, позволит укрепить ее позиции в организации. Однако представляется, что Казахстан будет стараться подчеркивать свою независимость и субъектность и не позволит свести себя к роли послушного выразителя российских интересов.
Не меньшее значение также имела решимость Астаны в стремлении к созданию положительного имиджа Казахстана на Западе. Ее подтверждением были, в частности, действия, предпринимаемые Казахстаном на протяжении двух лет, предваряющих председательство в ОБСЕ. При посредничестве американских лоббистских фирм Астана довела, в частности, до подготовки и публикации Институтом Средней Азии и Кавказа (Университет Джона Хопкинса) трех докладов, касающихся ситуации в Казахстане в 2008 году, спонсировала работ у двух други х американских «мозговых центров» ( IND и CSIS), готовящих в 2009 году рекомендации для властей Казахстана и США в связи с приближающимся председательством Астаны в ОБСЕ и подписала в апреле 2009 года годовой контракт с американской лоббистской фирмой, задачей которой, кроме улучшения имиджа Казахстана, являются действия в пользу облегчения торговли с США.
Самым серьезным препятствием для предоставления Казахстану права председательства в ОБСЕ был вопрос несоблюдения принципов демократии и нарушения прав человека в этой стране. Во время министерского совета OБСЕ в Мадриде Казахстан обязали - до момента получения председательства – провести, в частности,. реформы избирательного законодательства, либерализации норм по регистрации политических партий и введению изменений в закон о СМИ согласно рекомендациям OБСЕ. Казахстан уверяет, что справился с наложенными обязательствами, однако в действительности реформы, которые по истечению двух лет после встречи в Мадриде провела Астана, не расширили диапазона гражданских свобод в этой стране. Более того, на протяжении минувшего года, несмотря на сопротивление OБСЕ, внесла изменения в закон о СМИ, усиливающий контроль Интернета, и начала дискуссию над возможностью введения пожизненного президентства для Нурсултана Назарбаева без необходимости проведения выборов.
Предоставление Казахстану председательства в ОБСЕ является окончательным подтверждением того, что несоответствие обязывающей в Казахстане политической модели европейским стандартам не является препятствием для его международных аспираций. А вот одобрение способа выполнения мадридских обязательств является де-факто предоставлением Казахстану права толковать принципы демократии удобным для него образом, имеющим с демократией немного общего.
Ведущей темой казахского руководства имеет шанс стать Афганистан и последствия его соседства для Средней Азии. Астана, признавая положение в Афганистане одной из главных внешних угроз для безопасности региона, заявляет, что будет стремиться к увеличению ангажированности ОБСЕ в восстановлении этой страны. Хочет претворить в жизнь антинаркотические программы (через Среднюю Азию и Россию ведет важный наркотический путь из Афганистана в Европу), в том числе проекты, имеющие целью обеспечить афганцев альтернативными по отношению к торговле наркотиками источниками существования.
Хотя значительная часть планов Казахстана не выйдет за пределы деклараций (прежде всего в связи с обязывающим порядком принятия решений в OБСЕ через консенсус), можно ожидать, что повысится темп дискуссии вокруг проектов, касающихся безопасности. В частности, делая реверанс в сторону России, Казахстан будет поднимать вопрос российского проекта Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Однако это не следует толковать как однозначную поддержку российской инициативы. Астана, осознавая, что проект в версии, внесенной российской стороной, является неприемлемым для большинства стран-членов OБСЕ и россияне прежде всего заинтересованы в том, чтобы вокруг него шли дискуссии, вероятнее всего использует факт его продвижения как элемент более широкой казахско-российской игры интересов.
Казахстан подчеркивает также значение экономических проблем в на пространстве OБСЕ и убеждает в необходимости предпринять действия, облегчающие экономическое сотрудничество. Как крупнейший региональный производитель и экспортер нефти, а с 2009 года также самый крупный мировой производитель урана, и страна, добивающаяся размещения на своей территории банка ядерного топлива, Казахстан представляется предопределенным к выдвижению подобного рода инициатив.
Казахстан будет предпринимать попытки координации действий OБСЕ и других организаций, в которых он активно участвует. Это может касаться как сотрудничества с СНГ, которое в текущем году возглавляет Россия, так и Шанхайской организации сотрудничества, а также Организации исламской конференции и Евроазиатского экономического сообщества.
Независимо от значимости результатов, которые принесет председательство, оно укрепит международную позицию Астаны, станет важным и уникальным в масштабах региона опытом, облегчит углубление контактов и международное сотрудничество в существенных для Казахстана областях.
Руководство в OБСЕ будет определителем степени самостоятельности политики Казахстана. Большие, часто противоречивые ожидания государств СНГ, в том числе России и широко понимаемого Запада, предполагают давление, с которым придется столкнуться Астане. Не исключено, что председательство Казахстана может стать пробой сил между Москвой и Астаной, и то, как Казахстан из этой ситуации выйдет, будет иметь влияние на дальнейшее развитие их двусторонних отношений.
Для внутреннего употребления руководство в OБСЕ будет использовано как средство укрепления имиджа властей. Оно будет доказательством их деловитости и международного признания, а вместе с тем усилит устойчивость Казахстана к критике со стороны Запада.
Руководство Казахстана в OБСЕ будет означать продолжение упадка авторитета этой организации, которая, признавая одним из приоритетов продвижение прав человека и демократических ценностей, избрала председателем авторитарную страну.