23.01.2010
Российская пресса периодически обращается к теме взаимоотношений Д.Медведева и В.Путина, стараясь обнаружить какие-либо симптомы противоречий между двумя российскими лидерами. Попыталось искать эти трещины в знаменитом «тандеме» и издание «Коммерсантъ-Власть», но тут же пришло к выводу: режим «тандемократии», установленный весной 2008 г., останется неизменным, по крайней мере, в нынешнем, 2010 г.
По мнению издания, бесконфликтной работе тандема должно поспособствовать и завершившееся разграничение полномочий между его членами: поскольку сферы ответственности президента и премьера практически не пересекаются, то и делить им по большому счету нечего. И пока у Д.Медведева есть модернизация, а у В.Путина -- борьба с кризисом (которая, даже если не будет второй волны, явно не ограничится одним 2010 годом), на чужие делянки они вряд ли позарятся.
Еще одна гарантия мирного сосуществования двух лидеров -- неуклонное сокращение их совместного присутствия в публичном пространстве. Другими словами, чем реже президент и премьер вместе появляются на публике, тем меньше у них поводов пусть даже случайно «нарушить конвенцию», посягнув на чужую компетенцию. Эта тенденция наметилась еще в прошлом году: если за 8 месяцев 2008 г. Д.Медведев и В.Путин, по подсчетам издания, поучаствовали в 47 совместных мероприятиях, то за весь 2009 г. -- лишь в 44. Между тем в первые два года президентства В.Путина наблюдалась совершенно иная картина: в 2000 г. он появлялся на публике с премьером М.Касьяновым 61 раз, а в 2001 г. -- уже 81.
С одной стороны, это напрямую связано с изменившейся конфигурацией власти. Президент В.Путин лично рулил правительством. Помимо рабочих встреч с премьером и традиционных субботних совещаний с членами Совета безопасности он проводил еще и еженедельные встречи по понедельникам с членами кабинета. А в сентябре 2004 г., воспользовавшись предоставленным ему Конституцией правом, глава государства даже председательствовал на расширенном заседании правительства, посвященном борьбе с терроризмом. Но с созданием тандема роль президента изменилась: Д.Медведев в текущую деятельность кабинета подчеркнуто не вмешивается, совещания с министрами проводит не чаще пары раз в месяц и не по каким-то определенным дням, а по конкретным проблемам. Заседания правительства президент Д.Медведев посещал (но не проводил) дважды -- и оба раза в конце года, чтобы только поблагодарить его членов за хорошую работу.
С другой стороны, с 2008 г. изменился сам смысл публичных встреч двух первых лиц государства. Если раньше эти мероприятия убедительно доказывали, кто в стране хозяин, то теперь они должны лишний раз подчеркивать фактическое равенство членов тандема, не зависящее от формальных различий в их конституционном статусе. А прежний формат большинства встреч президента и премьера, выстраивавшихся по принципу «начальник дает указания подчиненному», решению этой задачи никак не способствовал.
Взаимоотношения между первыми лицами государства и их непосредственными подчиненными в 2010 г., судя по всему, тоже будут основаны на традициях, заложенных в первые два года медведевского президентства. На федеральном уровне кадровые изменения с момента утверждения в мае 2008 г. правительства В.Путина были минимальными: в октябре 2008 г. министр регионального развития Д.Козак стал вице-премьером, уступив министерское кресло В.Басаргину, а в марте 2009-го Е.Скрынник сменила на посту министра сельского хозяйства А.Гордеева, назначенного губернатором Воронежской области. Норматив «один новый член правительства в год» наверняка будет выполнен и в 2010 г.: в ноябрьском послании Федеральному собранию президент пообещал назначить «человека, лично ответственного за положение дел» на Северном Кавказе. Как известно, такой человек был назначен – бывший губернатор Красноярского края А.Хлопонин. Судя по всему, данная кандидатура вполне устраивает и президента, и премьера.
Западная пресса, всегда ищущая сенсации, отмечает все же определенные расхождения между двумя лидерами. Как считает итальянская « L'Espresso », Д. Медведев, по меньшей мере на словах, не колеблясь, критикует В.Путина: президент -- противник государственных корпораций и чрезмерной зависимости от природных ресурсов. Он выступает за технологически развитую Россию, за развитие телекоммуникаций, продолжение космических исследований. Он называет нынешнюю экономику страны «примитивной». Он ратует за главенство закона и против мошенничества на выборах. И в то время, как В.Путин говорит, что крушение СССР было самой большой трагедией ХХ века, Д.Медведев применительно к экономике использует прилагательное «советская» в пренебрежительном смысле, отмечает автор статьи.
Однако аналитики считают расхождения между двумя лидерами минимальными и так объясняют кажущуюся конкурентность: Д.Медведев всего лишь клапан, чтобы предотвратить возможный всплеск недовольства населения. Оба лидера -- на одной волне, но их действия направлены на удовлетворение интересов двух различных аудиторий. Они играют в игру, в которой роли устанавливаются четкими законами, и различия между ними - это всего лишь часть игры, считает итальянское издание.
Источник, близкий к администрации президента, на условиях анонимности сказал о правящем тандеме: «Эта модель родилась как тактическая схема, которая неожиданно стала единственной системой для управления страной». Однако правительство и общество все больше отдаляются друг от друга, они живут на разных параллелях. «В то время как мы занимаемся выживанием, они занимаются тем, чтобы власть оставалась у них в руках», -- заявил источник.
В.Путин, который, по выражению итальянской газеты, превратился в национального чемпиона, предоставил Д.Медведеву определенную свободу действий. По мнению русских, говорят некоторые аналитики, квадратура круга получилась: премьер-министр продолжает быть самым могущественным человеком в стране, но и священный институт президентства в целости и сохранности ждет его возвращения в 2012 г. При этом некоторые аналитики полагают, что двоевластия после 2012 г. не будет: Д.Медведева могут отблагодарить за преданность назначением на престижный пост и удалить из Кремля и Белого дома. Как говорят, он не обладает нужными качествами, чтобы занять пост премьера. На вторую по значимости должность в России, вероятнее всего, по мнению издания, будут претендовать такие люди, как И.Шувалов, который в настоящее время занимает должность первого вице-премьера.
Совершенно очевидно, что подобные публикации призваны внести раскол в дуумвират, разжечь противоречия в командах обоих лидеров. При этом отдельные российские издания не прочь тиражировать идейку о том, что никого В.Путин не унижает так открыто и немилосердно как третьего президента Российской Федерации. Недавно «Ежедневный журнал» опубликовал даже «список мер», нацеленных на то, чтобы якобы «сокрушить и растоптать репутацию Медведева». Среди них: оттеснение В.Путиным президента от руководства боевыми действиями в период грузино-осетинского конфликта; срыв В.Путиным созыва европейского саммита, инициированного Д.Медведевым во время новогодней (январь 2009-го) газовой войны с Украиной; игнорирование В.Путиным заседаний Совбеза, который собирается все реже.
И, наконец, вполне очевидное: оттесненный с телевидения в блогосферу, Д. Медведев из зыбкого Интернета начинает свой крестовый поход за третью модернизацию. Созывает Совет за модернизацию. Министры тупо кивают, но это ничего не значит. Они смотрят в другую сторону. И видят: в четырехчасовом телевизионном общении с народом В. Путин ни разу не произнес слова «модернизация». Им все ясно.
Во всех этих действиях В.Путина нет ни грана государственной целесообразности, делает вывод издание. «Он просто не в силах себя сдержать. В 1996-м, когда он, безработный и обездоленный, приехал из Петербурга искать счастья в Москву, он сделал из себя Молчалина высшей пробы. Он был лучшим ценителем юмора Пал Палыча Бородина, лучшим собеседником ужасного Березовского и носил галстуки в тон шали младшей Ельциной. Но десять лет власти не прошли бесследно. Возбуждаясь гневом, он готов растерзать этого Медве… Этого доцента, который возомнил себя всенародным любимцем», -- выносит свой приговор «Ежедневный журнал». Правда, тут же замечает: «Медведев знал, на что шел, на сколько шел и по чьему мановенью. Поэтому речь не о жалости к президенту. Речь о том, во что за эти годы превратилась Конституция РФ. И во что еще она скоро превратится».
Но тут же «Ежедневный журнал» спешит дать совет Д.Медведеву. Несмотря на чудовищную мощь национального лидера, на его немеренные деньги и играющие желваки, Д.А. Медведев, замечает издание, «остается единственным человеком в мире, который может взять лист бумаги, написать на нем шариковой авторучкой: «Путина -- в отставку!», -- и эта шпаргалка получит статус закона, подлежащего незамедлительному исполнению». В этой схватке титанов отечественного размера не за кого болеть, полагает издание. «Кто бы из них ни уехал к вечной славе на остаточном колесе, нам останется расплющенная конституция, немой парламент, евнухи во главе министерств и двенадцать унылых, беспросветных лет».
В приведенных выше выдержках – много субъективных эмоций. Разумеется, по-настоящему рассорить Дмитрия Анатольевича с Владимиром Владимировичем могло бы, наверное, только их твердое желание участвовать в следующих президентских выборах. Но решать этот вопрос они в любом случае будут не раньше второй половины 2011 г., когда начнется кампания по выборам в Госдуму. Это не помешает журналистам и политологам в наступившем году регулярно интересоваться планами обоих лидеров на 2012 г. Но на дежурные вопросы будут привычно даваться столь же дежурные ответы типа «когда придет время, сядем и договоримся». И пока это время не пришло, Д.Медведев и В.Путин продолжат демонстрировать на публике единство мыслей и слаженность действий.
Владимир Клавдин, политолог