25.10.2011
Статьи российского премьера Владимира Путина и Президента Беларуси Александра Лукашенко в газете «Известия» вызвали большой резонанс в экспертной среде. Почему эти публикации появились именно сегодня? Что в них принципиально нового, и каких практических шагов на пути к Евразийскому союзу стоит ожидать?
По большому счету, обе статьи взаимно дополняют друг друга. Если В.Путин, по сути, берет на себя обязательство и ответственность за развитие дальнейшего и, главное, взаимовыгодного диалога, то в статье А.Лукашенко сказано о том, как и на каких условиях должно функционировать единое Евразийское сообщество. Белорусский лидер предлагает не забывать, что слово «интеграция» в переводе означает не только объединение, но и восстановление и восполнение того, чего не хватает каждому из участников. В числе приоритетов – равные условия экономического сотрудничества, единые цены на газ и нефть, единый политический вектор. Именно такое объединение, по мнению А.Лукашенко, будет иметь перспективу. По мнению аналитиков, о риентация на создание Евразийского союза -- это не только проект, ориентированный на сближение экономик постсоветских государств, но еще и модель полицентричного мира, о котором все чаще говорят в России и Беларуси. Создание такого объединения -- это и весомая заявка на реализацию национальной идеи евразийства. То есть интеграция постсоветского пространства – это тот уровень, который имеет внутриполитическое и глобальное политическое измерение.
Отмечая важность объединительных процессов, Александр Лукашенко заостряет внимание на одном весьма важном моменте -- суверенитет. По его мнению, эта ценность должна остаться в основе интеграции.
-- Сам факт появления данных статей подтверждает те партнерские договоренности, которые были сделаны в свое время на высшем уровне. Со стороны Беларуси -- это подтверждение того, что наша страна была и остается активным и заинтересованным сторонником интеграции на постсоветском пространстве, -- отмечает Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук. -- Что касается России, то, пожалуй, впервые российское руководство совершенно четко и недвусмысленно заявило о том, что приоритетом для России является выстраивание тесной интеграции с ближайшими странами-соседями. И это очень важный момент, потому что без России никакое объединение между постсоветскими республиками невозможно в принципе. Ведь Россия – главный источник сырьевых ресурсов, основной рынок сбыта, концентрации трудовых и интеллектуальных ресурсов, лидер по золотовалютным резервам на постсоветском пространстве.
Александр Лукашенко в своей публикации заглядывает в отдаленную перспективу, говоря о возможности такого взаимодействия с Евросоюзом, которое привело бы, в конечном итоге, к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. С точки зрения открывающихся возможностей это огромный шаг вперед. Безусловно, для этого нужен встречный интерес со стороны Европейского союза. Но, к сожалению, со времен «холодной войны» среди тамошних политиков и миллиардеров сохраняются русофобские настроения. И на сегодняшний день их пока устраивает сложившаяся ситуация: они получают из России необходимые сырьевые ресурсы, свои высокотехнологичные товары успешно продают на рынках стран СНГ, и у них нет никакого желания снимать все барьеры для тех товаров стран ТС, которые могут конкурировать на рынках Евросоюза с товарами самих европейских производителей.
Что касается корреляции Евразийского Союза с уже существующими интеграционными структурами, то, по словам эксперта, на постсоветском пространстве продолжается процесс разноуровневой интеграции. Кто-то больше нуждается в военно-политическом объединении, как, например, Армения. Кто-то не прочь получить дивиденды от свободного доступа к конкретному рынку, но отнюдь не стремится к политической интеграции, как, например, Украина. То есть уже действующие интеграционные структуры имеют разные цели и задачи, объединяя государства по тем направлениям, по которым они готовы сближаться. В этом контексте функционирующие сегодня объединения хорошо взаимодополняют друг друга и служат платформой для более тесной интеграции в новом формате.
На вопрос о том, почему именно сегодня появились данные статьи, Сергей Кизима отметил, что в России начинается большой политический сезон – парламентские и президентские выборы. От руководства страны, претендентов на высший государственный пост избиратели ждут конкретной, понятной программы, в том числе по внешнеполитическим направлениям. Публикации дали избирателям ответ на ключевой вопрос: нужны ли попытки интегрироваться с Евросоюзом, который не стремится делать шаги навстречу, или все-таки более реалистичным является курс на интеграцию с теми государствами, которые согласны на сближение и проявляют к этому политическую волю.
-- Александр Лукашенко после известия о том, что Путин собирается баллотироваться на третий срок, безусловно, должен оказать своему коллеге поддержку, и такую поддержку он оказал. Особенно ему понравилась идея Евразийского Союза, потому что это -- плодотворная идея, -- констатирует директор российского Центра политической информации Алексей Мухин. Не стоит также забывать, что скоро мы будем отмечать 20-летие распада Советского Союза. И это не только время для подведения итогов: что дал постсоветским государствам распад Союза, выиграли мы или проиграли. В основном это, конечно, негативные уроки. Важна перспектива. Поэтому сейчас представляется важным обозначить четкую стратегию на будущее, проанализировать последствия глобализации для наших государств. И если мы по-прежнему будем бороться в одиночку в этом глобальном, безжалостном, высококонкурентном мире, то политические и экономические риски будут очень высоки для каждого постсоветского государства. Мы видим, что происходит нынче на планете, с системными проблемами столкнулись даже самые благополучные государства. Поэтому закономерно, что именно сейчас, осенью 2011 года развернулась достаточно серьезная полемика о дальнейших судьбах интеграции на постсоветском пространстве.
По словам профессора Белгосуниверситета Бориса Паньшина, в статьях В.Путина и А.Лукашенко прослеживается отход от «разноскоростной интеграции» и переход к равноправному партнерству, к образованию единого экономического пространства. За счет снятия барьеров в торговле к 2015 году можно увеличить ВВП каждого участника Таможенного союза примерно на 15–20 процентов. По оценкам специалистов, общий экономический эффект составит более 400 миллиардов долларов.
Основа для интеграции уже существует . Союзное государство Беларуси и России -- политическая, экономическая и юридическая база для более глубокого сотрудничества. В масштабах СНГ все намного сложнее. Чем больше стран, тем больше противоречий. У государств-участников слишком разные цели и международные позиции, поэтому в организации уже давно создаются некие мини-блоки. Одним из них и стал Таможенный союз, перерастающий ныне в ЕЭП. Это весьма притягательный проект для других постсоветских республик. Россия и Казахстан сегодня выгодно отличаются от ведущих мировых держав хорошими макроэкономическими показателями. Иностранные компании уже вложили в экономику России свыше 100 млрд долларов. Российский рынок сейчас как никогда ранее интересует иностранных инвесторов, потому что это одно из немногих мест в мире, где все еще можно получить прибыль двузначного значения.
Говоря о практических шагах по реализации идеи Евразийского союза, Сергей Кизима отметил, что сейчас нужно искать новые способы, действенные механизмы и инструменты, чтобы к 2015 году Евразийский союз сформировался именно в той конфигурации, которая не вызовет отторжения и противодействия части элит, напуганной возможной утратой суверенных полномочий. Надо искать такие решения, которые будут убеждать в том, что Евразийский союз формируется ради усиления позиций каждого его участника. Очень важно не допустить прежних ошибок, детально изучить собственный опыт, практику других региональных объединений и просчитать возможные опасности с целью минимизации негативных последствий.
В статье также есть идея по поводу создания транснациональных корпораций в рамках Евразийского союза. За ними, полагают эксперты, большое будущее. По словам руководителя белорусского Аналитического центра EcooM Сергея Мусиенко, транснациональные корпорации могли бы развиваться в машиностроении, а также в нефтяной и газовой индустриях Проекты в этой сфере можно увязать с подготовкой специалистов, используя
белорусскую систему профессионально-технического образования, которую удалось сохранить после распада СССР. Также определенные перспективы открываются и в области транспортировки нефти и ее переработки. «Это было бы наиболее заметным и наиболее важным в плане транснациональных корпораций. Я думаю, что это может быть очень серьезным симбиозом», -- считает Сергей Мусиенко. В перспективе к данным проектам мог бы присоединиться и Казахстан с выходом на европейский рынок.
Тесная интеграция сегодня -- веление времени, говорит Борис Паньшин. Прошло 20 лет со дня исчезновения Союза и образования СНГ. Мировой опыт показывает, что как минимум столько лет требуется для перехода от административной экономики к рыночной. За это время в основном отрабатывается правовая база новой экономики, формируются соответствующие структуры.
По мнению эксперта, «в формировании Евразийского союза белорусская сторона предлагает осмотрительный и осторожный («китайский») подход к новым условиям сотрудничества. В первую очередь это касается защиты отечественного товаропроизводителя, валютного регулирования, финансовой системы. Но именно к таким решениям приходят и страны ЕС ввиду развернувшегося там кризиса. Политика -- это искусство возможного и в этой связи участие Беларуси в проекте Евразийского союза является выверенным и логичным шагом. Главное сегодня -- развитие национальных производительных сил и привлечение инвестиций для технологического перевооружения всех сфер народного хозяйства. О.Уайльд говорил: «Я не могу управлять направлением ветра, но могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели». Мы взяли курс на инновационное развитие. Но инвестировать в высокотехнологичную конкурентную продукцию можно только будучи уверенным в том, что сможешь ее экспортировать. Рынок России и Казахстана является наиболее перспективным для продукции белорусских предприятий не только сегодня, но и на стратегическую перспективу».