Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

20.10.2011

Не останавливаясь на достигнутом

В послевоенное десятилетие разоренная фашистским нашествием Беларусь резко наращивала темпы восстановления народного хозяйства. В Минске возвели автомобильный, тракторный, моторный заводы. Но поскольку ни одна машина не может работать без подшипников, для нужд возрождающейся промышленности в белорусской столице приступили к строительству подшипникового завода, и уже в 1951 году на нем был собран первый белорусский подшипник.

В послевоенное десятилетие разоренная фашистским нашествием Беларусь резко наращивала темпы восстановления народного хозяйства. В Минске возвели автомобильный, тракторный, моторный заводы. Но поскольку ни одна машина не может работать без подшипников, для нужд возрождающейся промышленности в белорусской столице приступили к строительству подшипникового завода, и уже в 1951 году на нем был собран первый белорусский подшипник.

Любопытно, что доверили это дело москвичке Людмиле Орловой, которая тогда была известна на весь Союз. Именно ее бригаде в 1932 году была оказана высокая честь собрать на ГПЗ-1 первый московский подшипник. А когда Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР решило укрепить первенец белорусского подшипникостроения ГПЗ-11 (так тогда назывался завод) специалистами других подшипниковых предприятий страны, мастер Людмила Орлова попала в число тех, кто был направлен в Минск.

Сегодня Минский подшипниковый завод по объемам производства входит в первую тройку среди 24 подшипниковых предприятий СНГ и в десятку ведущих предприятий Беларуси. Основная группа производимых здесь подшипников – ролико-сферические. Надежные и приемлемые по цене, они пользуются повышенным спросом металлургических, горнодобывающих и других промышленных предприятиях, прежде всего российских. Ценят эту белорусскую продукцию также в других странах СНГ и дальнего зарубежья. Как результат, сегодня у минчан столько заказов, что на заводе не хватает мощностей для их производства. Поэтому на предприятии ведется масштабное техническое перевооружение.

Основной торговый партнер МПЗ -- Россия, на которую сегодня приходится порядка 45 процентов экспорта предприятия. Белорусские подшипники исправно работают во многих российских отраслях от Вологды до Владивостока, при этом уверенно доказывая свою конкурентоспособность. Было время, когда на российских предприятиях «клюнули» на дешевую китайскую продукцию, не обращая внимание на то, что ресурс этих подшипников в два и более раза меньше минских. А ведь заменить подшипник в том же металлургическом производстве – это фактически разобрать полстана. Получается, дешевый подшипник становится золотым. В то время как белорусские, вполне приемлемые по цене, имеют высочайшую надежность.

Заказы белорусам поступают практически со всего мира. Как сообщил гендиректор МПЗ Александр Лабусов, подписан договор о создании сборочного производства белорусских подшипников в Индии. И все же Россия была и остается главным вектором сотрудничества. Тем более что российские подшипниковые заводы и МПЗ, вышедшие из одного союзного министерства, по-прежнему сохранили кооперационные связи, пусть и в другой форме. Например, активно функционирует некоммерческая организация Международный концерн «Подшипник», в рамках которого белорусы и россияне совместно определяют стратегические пути развития подшипниковых заводов Союзного государства. Помощь в научном обеспечении функционирования подшипниковых предприятий оказывает российское НИИ подшипниковой промышленности. Ну а про человеческие контакты и говорить не приходится. Белорусы и российские промышленники не просто сотрудничают, но и тесно дружат.

С приходом нового генерального директора Александра Лабусова МПЗ сделал заметный рывок в своем развитии. Если еще не так давно производство продукции на сумму в 8,5 миллиарда белорусских рублей в месяц считалось хорошим результатом, то сегодня ежемесячное производство достигло уже 30 миллиардов рублей.

Но главная цель впереди. «Мы видим Минский подшипниковый завод предприятием мирового уровня», – говорит Александр Лабусов. Мощный старт возрождению предприятия был дан после посещения его Президентом Беларуси Александром Лукашенко. В соответствии с его поручениями на МПЗ начата масштабная модернизация, после реализации которой предприятие действительно можно будет поставить в один ряд с лучшими мировыми производителями. Программа модернизации прошла государственную экспертизу в Национальной академии наук Беларуси, Государственном комитете по науке и технологиям, Министерстве экономики и утверждена Советом Министров. Закупается и устанавливается оборудование лучших белорусских и мировых производителей. Закономерно, что техническое перевооружение в первую очередь коснется производства ролико-сферических подшипников, вес которых в физическом объеме выпускаемой продукции составляет порядка 20 процентов, в то время как его удельный вес в прибыли предприятия превышает 70 процентов. Всего на техническое перевооружение выделено порядка 70 миллионов долларов, которые окупятся за семь лет. Кроме того, на МПЗ разработана и реализуется собственная программа технического перевооружения, благодаря которой будут модернизированы токарное, термическое, литейное и шлифовальное производства. Так что есть все основания говорить о том, что в Минске появится фактически новый завод.