Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

16.10.2011

Какое будущее ожидает Содружество независимых государств?

На следующей неделе, 18 октября в Санкт-Петербурге состоится очередное заседание Совета глав правительств стран СНГ. На повестке дня -- два важнейших документа, определяющих будущее Содружества: проект Договора о зоне свободной торговли и Межгосударственная программа инновационного сотрудничества на период до 2020 года. Вне всякого сомнения, необходимость их принятия продиктована самим ходом истории. Следуя ранее принятой Стратегии экономического развития до 2020 года, государства Содружества нацелены на окончательное восстановление и объединение производственных цепочек. Катализатором этого процесса станет взаимовыгодная экономическая деятельность, основанная на максимально свободной торговле. С другой стороны, ряд государств СНГ и в том числе таможенная тройка Беларусь, Россия и Казахстан во главу угла поставили модернизацию своих национальных экономик, осуществить которую проблематично без активного внедрения и использования современных инновационных технологий.

На следующей неделе, 18 октября в Санкт-Петербурге состоится очередное заседание Совета глав правительств стран СНГ. На повестке дня -- два важнейших документа, определяющих будущее Содружества: проект Договора о зоне свободной торговли и Межгосударственная программа инновационного сотрудничества на период до 2020 года. Вне всякого сомнения, необходимость их принятия продиктована самим ходом истории. Следуя ранее принятой Стратегии экономического развития до 2020 года, государства Содружества нацелены на окончательное восстановление и объединение производственных цепочек. Катализатором этого процесса станет взаимовыгодная экономическая деятельность, основанная на максимально свободной торговле. С другой стороны, ряд государств СНГ и в том числе таможенная тройка Беларусь, Россия и Казахстан во главу угла поставили модернизацию своих национальных экономик, осуществить которую проблематично без активного внедрения и использования современных инновационных технологий.

С думой о завтрашнем дне

С точки зрения геополитики встреча на берегах Невы -- еще один важный шаг в развитии СНГ как эффективного инструмента выстраивания взаимоотношений государств с учетом исторической общности народов на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета. Однако чтобы выйти на новый этап и стать значимым игроком на международной арене, Содружеству сегодня нужны конкретные, привлекательные для всех участников инициативы и совместные программы по ключевым направлениям в энергетике, сфере транспорта, высоких технологий, социального развития.

Эта мысль рефреном прошла через тематику международной научно-практической конференции в Минске, посвященной 20-летнему юбилею СНГ. Политики, эксперты, ученые из разных стран не только анализировали итоги пройденного пути, но в большей степени пытались заглянуть в день завтрашний, выстроить некий алгоритм взаимодействия в экономике, науке, образовании, в области безопасности.

Образованное два десятилетия назад на волне глобальных геополитических перемен Содружество не только содействовало решению сложнейших проблем, связанных с распадом СССР, но и способствовало сохранению и развитию в новых условиях политических и торгово-экономических отношений новых государств. При этом вопрос о выработке путей взаимодействия в изменившемся мире ни у кого не вызвал сомнения. Именно поэтому СНГ стало ключевой переговорной площадкой на постсоветском пространстве, позволившей вести многосторонний диалог на самом высоком уровне. В итоге удалось обеспечить нормальную работу транспортников, связистов, энергетиков, правоохранительных структур и в кратчайшие сроки запустить необходимые для повседневной жизни миллионов людей

социальные механизмы, затрагивающие пенсионное обеспечение, безвизовый режим, сферу образования, миграции и так далее.

Странам СНГ удалось сохранить самое ценное -- человеческие отношения, контакты на уровне граждан. Именно эти достижения позволяют считать Содружество успешным и перспективным проектом.

Востребованным является межгосударственное взаимодействие в сфере обеспечения безопасности и противодействия организованной преступности. За последние пять лет благодаря совместным мероприятиям задержаны около 30 тысяч нарушителей границы, свыше 6 тысяч незаконных мигрантов, изъяты 9 тонн наркотических средств и свыше 1 тысячи единиц оружия.

Беларусь, будучи западным форпостом Содружества, особенно ощущает потребность в эффективном взаимодействии в борьбе с этими явлениями.

«Помимо прочего, СНГ остается важнейшей переговорной площадкой, где обсуждаются актуальные двусторонние и международные проблемы на высшем уровне, -- говорит политолог-международник Александр Ивановский. -- Личное общение президентов в ходе саммитов, встречи без галстуков зачастую оказываются полезнее и эффективнее многочасовых переговоров и позволяют решать многие вопросы, не прибегая к сложным дипломатическим многоходовкам. Развал этой структуры повлечет гораздо более серьезные последствия, которые можно себе представить.

По словам политолога, о практической пользе Содружества говорит и тот факт, что Грузия, вышедшая из СНГ по политическим мотивам, заявила о заинтересованности продолжать свое участие в экономических договорах и соглашениях, заключенных в рамках Содружества. И такая возможность ей была предоставлена более чем по семидесяти действующим документам.

Резервы роста

Разумеется, никто не говорит о том, что СНГ достигло своего совершенства. Трудностей немало, и они значительно осложняют выработку

взаимоприемлемых решений. Не секрет, что интеграция в СНГ идет на разных скоростях, а его участники проповедуют различные модели построения экономических и социальных отношений. Пожалуй, это сегодня одно из главных препятствий для объединения. Пока не удалось уладить политические противоречия между некоторыми государствами. Тревожат и так называемые «спящие конфликты» внутри Содружества. Словно потухший вулкан, они могут вспыхнуть в любой момент, а поводом могут стать даже самые безобидные ситуации на бытовом уровне.

Впрочем, все это вовсе не означает, что проект СНГ обречен на провал. Такая мысль не покидает тех, кто рассчитывал на скорые и впечатляющие результаты от деятельности Содружества, что априори было невозможно ввиду вышеназванных причин. Поредевшие за 20 лет ряды участников СНГ -- зримое отражение и закономерный результат накопившихся еще в советское время проблем и противоречий в этом регионе.

В то же время мы наблюдаем и другие тенденции. Например, в текущем году ВВП в странах СНГ возрос на 4,6 процентов. Промышленное производство увеличилось на 6 процентов, перевозки грузов -- на 11 процентов. Да,

скрывать не стоит, сегодня в СНГ производится всего лишь около трех процентов мирового валового внутреннего продукта. Но положение вполне поправимое, считают эксперты. Если в течение ближайшего года удастся подписать Договор о зоне свободной торговле, то его реализация будет способствовать дальнейшему сближению экономик, их кооперации, наращиванию взаимного товарооборота и росту национального производства.

«Главное -- не затягивать процесс. Мировая практика показывает, что если на выработку какого--либо соглашения уходит 3 -- 5 лет, оно к моменту подписания уже устаревает. У большинства стран СНГ более половины торговли приходится на партнеров по организации. Это значит, что мультипликативный эффект от функционирования зоне свободной торговли неизбежен. Но многое будет зависеть от количества изъятий. Если к договору будет приложено несколько десятков страниц изъятий, то он не заинтересует бизнес», -- считает заместитель министра экономики Беларуси Антон Кудасов.

Важен и другой момент. Со следующего года Беларусь, Казахстан и Россия начнут жить в новой экономической реальности, должно заработать ЕЭП. Видимо, для остальных государств Содружества есть смысл скоординировать свою политику в отношении этого нового интеграционного объединения. Другой площадки, кроме СНГ, для этого не придумано. Если страны будут по отдельности выстраивать отношения с ЕЭП и Таможенным союзом, то такая политика обойдется им дороже.

При этом важно понимать, что СНГ, Таможенный союз, ЕврАзЭС, ОДКБ -- не конкуренты, как представляется многим. Эти организации весьма разноплановы, предназначены для решения различных экономических и политических вопросов и неплохо дополняют друг друга. По большому счету, тот же Таможенный союз ни что иное, как наглядное подтверждение разноскоростной экономической интеграции стран Содружества. По мере готовности экономик государств СНГ к более высокому уровню интеграции и возникают такие структуры. В перспективе по мере готовности к ним вполне могут присоединиться и другие страны.

Наука зарабатывать деньги

Наверняка в ближайшее время государства Содружества всерьез возьмутся за тему инноваций и научно-техническое сотрудничество. За усиление данного направления интеграции выступает Беларусь, где инновационное направление является одним из приоритетов экономического развития. В предстоящие пять лет страна планирует втрое увеличить экспорт высокотехнологичной продукции, заявил председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Игорь Войтов. К концу 2015 года внутренние затраты на научные исследования и разработки должны составить не менее 2,5% к ВВП, а объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции предполагается увеличить до 8 миллиардов долларов.

Реальность такова, что СССР сегодня больше не существует, зато функционирует СНГ. И именно эта организация дает нам возможность поддерживать взаимоотношения и укреплять сотрудничество, считает вице–президент Российской академии наук, известный ученый Жорес Алферов. По его словам, «особенно важно развивать науку, которая интернациональна по определению, но при этом составляет огромное национальное богатство. Выдающийся физик Фредерик Жолио-Кюри как-то сказал: «Наука должна выливаться в каждый бюджет. И страна привносит свой вклад в мировую цивилизацию. Если этого не происходит, то государство подвергается колонизации». Мы должны четко понимать: если не будем основательно развивать фундаментальную науку, то станем колониями ведущих стран. Поэтому нужно прилагать все усилия для ее развития в Содружестве. Беларусь в этом плане может быть примером для остальных участников СНГ Причем не только в науке, но и в промышленности, сельском хозяйстве, которые у вас на должном уровне», -- резюмировал Жорес Алферов.

Выигрыш для всех государств от совместной кооперации очевиден.

Только общими усилиями реально сделать Содружество еще более мощной и эффективной интеграционной структурой, объединяющей государства с развитой современной экономикой и высоким уровнем благосостояния граждан.