Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

02.09.2011

Новый этап белорусско-российских отношений

Состоялся видеобрифинг Информационно-аналитического портала Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром с главным редактором журнала «Беларуская думка», кандидатом исторических наук, политологом Вадимом Францевичем Гигиным.

Состоялся видеобрифинг Информационно-аналитического портала Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром с главным редактором журнала «Беларуская думка», кандидатом исторических наук, политологом Вадимом Францевичем Гигиным.

Тема видеобрифинга: новый этап белорусско-российских отношений

В последнее время высшее руководство России часто обращается в ходе своих выступлений к белорусской тематике. Как вы считаете, это месседж для Беларуси или это один из аспектов начала предвыборной кампании?

Можно сказать, что это и начало предвыборной кампании, но любая предвыборная кампания – это тот же меседж, послание элитам и истеблишменту. В принципе, такая ситуация для России характерна начиная с 1996 года, когда 2 апреля был подписан первый договор о создании Сообщества России и Беларуси – это был предвыборный шаг Президента Ельцина. Затем, когда 8 декабря 1999 года подписывался договор о Союзном государстве, это тоже было. Я помню, какая обстановка была в декабре 1999 года – это был период передачи власти от Б.Ельцина В.Путину, и крайне важно было в тех условиях поднять эту патриотическую волну, потому что для российского избирателя тема интеграции на постсоветском пространстве очень важна. С одной стороны, она работает на электорат, который живет ностальгией по советским временам, с другой стороны это работает на патриотических чувствах восприятия новой России как великой державы – нужны верные, преданные союзники, которые не только бегут от России, как это происходит в последнее время, но и стремятся к ней.

Нужно сказать откровенно, что за последние четыре года Россия понесла очень существенные политические потери на постсоветском пространстве. Да, были Харьковские соглашения прошлого года с Украиной, но мы видим, насколько российско-украинские отношения непоследовательны. Последние заявления Украины о ее европейском пути, российско-белорусские конфликты последнего времени, достаточно серьезные экономические противоречия между Россией и Казахстаном, обострение армяно-азербайджанского конфликта и достаточно нечеткая позиция России на этом направлении, поскольку она хочет сохранить хорошие отношения и с Арменией, как своим главным кавказским союзником, и крайне заинтересована в дружественных взаимоотношениях с Азербайджаном. Мы знаем ситуацию холодной, а иногда и горячей войны России и Грузии и целый ряд других аспектов. Поражений было скорее больше, чем успехов. И в условиях предвыборной кампании, когда Владимир Путин, очевидно, идет на следующий президентский срок, именно он… Почему все инициативы звучат именно в рамках Совмина? Потому что это должна быть заслуга Владимира Путина, именно он выступает главным двигателем развития белорусско-российской интеграции. И кстати, нужно еще раз обратить внимание на поведение Владимира Путина во время конфликтов России и Беларуси. Я бы их тоже не драматизировал, это были союзнические конфликты. Во время всех этих молочных, газовых и информационных перипетий был выработан механизм урегулирования этих отношений. Но если Президент Д.Медведев делал очень резкие заявления (в рамках видеоблога и т.д.), то Владимир Путин выступал как миротворец, как человек над конфликтом, который за последние годы ни разу не критиковал белорусское руководство. Мы помним его последние заявления в лагере Селигер. Оно было сделано не четко и носило чисто пропагандистский характер, но при этом дальше был сделан серьезный реверанс в сторону белорусского руководства – положительная оценка его действий. Это, безусловно, предвыборная риторика, она всегда происходит, когда в России начинается предвыборная кампания. Сейчас она на кануне целых двух выборов – мы знаем, что Президент Д.Медведев уже подписал указ о проведении 4 декабря выборов в Госдуму, а в следующем году предстоит самая главная кампания – выборы Президента Российской Федерации.

Одним из самых важных событий в политической жизни в августе стал Совет Министров Союзного государства, в ходе которого был принят ряд важных решений. Как вы оцениваете его итоги для Беларуси и для развития Союзного государства?

С одной стороны, какой-то инновационной революции в подходах к интеграции не произошло, но ее никто и не ожидал. Там было подписано и одобрено много союзных программ. Их, по-моему, больше 40. Вы знаете, это та работа, которая обывателю зачастую не видна, но очень важна: сотрудничество в области космоса, создание новых технологий, разработка новых промышленных товаров, сотрудничество предприятий – все эти вопросы обсуждались в рамках Совмина. Они на обычном уровне могут восприниматься как что-то обыденное. Но вы знаете, союзный Совмин сейчас выступает в такой роли, как, к примеру, Минский городской исполнительный комитет – он делает много рутинной, нудной работы, которая зачастую незаметна, но поддерживает корабль городского хозяйства на плаву. Такую работу выполняет союзный Совмин. И то, что она продолжается, осуществляется на регулярной основе, то, что эти программы выполняются – это крайне важно: это новые заказы, сохранение старых и создание новых рабочих мест.

Кроме того, важно, что Совмин прошел в практически бесконфликтной обстановке. Мы не видели ни каких-то противоречий, ни споров, к этому не было предпосылок. То, на что мы вышли с нашим основным союзником, с которым мы состоим и в Союзном государстве, и в Таможенном союзе, а с января следующего года запускается Единое экономическое пространство – это уже серьезные решения.

Ну, и тот вопрос, который много обсуждается – так называемая интеграционная скидка для Беларуси по газу. Здесь тоже есть внешнеполитическая подоплека, об этом много говорят политологи и эксперты – что это уступка для Беларуси с прицелом на Украину. Президент Д.Медведев после этого заявил, что если Украина хочет белорусский вариант поставки газа, она должна сделать какие-то шаги навстречу, должна проявить свой интерес. Вот этот дрейф Украины от России, который наметился в этом году, для белорусской стороны создал достаточно благожелательную политическую конъюнктуру. Есть такая закономерность, которую уже отметили эксперты – чем теплее отношения между Россией и Украиной, тем менее значимым союзником для России становится Беларусь. Как только ухудшаются отношения между Москвой и Киевом, тут же в Кремле начинают осознавать ценность Минска, как главного внешнеполитического партнера в этом регионе. У Беларуси и России создана достаточно прочная база. Это и договорная база с «Газпромом» по определению цены, и последние решения Совмина по этой скидке. Это очень хороша основа для того, чтобы мы в новый отопительный сезон вступили без какой-то серьезной политической конфронтации.

Вы не считаете, что так называемый интеграционный коэффициент станет таким же изъятием из Таможенного союза, как дополнительные нефтяные протоколы, т.е. цена не будет формироваться по принципу «российская цена плюс стоимость логистики», а будет применяться какой-то понижающий коэффициент, который будет ставить Беларусь и Россию в неравные условия хозяйствования?

Исключить это нельзя. Мы знаем, что российские переговорщики часто меняют свою позицию в зависимости от складывающейся конъюнктуры: ухудшились отношения – один подход, улучшились – другой. Мы с этим сталкивались и в рамках ТС.

Ну, мы в Минске не поменяем наших российских партнеров. Нужно просто учитывать эту ситуацию. Да, это возможно, но важно для нас то, что на таком высоком уровне было отмечено, что Беларусь имеет право в силу своей союзнической позиции, партнерских отношений с Россией на особый подход при начислении той же ставки по газу. То, что в принципе появилось такое понятие, как интеграционный коэффициент, и оно, в общем, стало официальным, это очень важно, потому что мы можем уйти от всех этих пропагандистских инсинуаций по поводу нахлебничества и спонсирования Беларуси. Российская сторона четко указала, что Беларусь для нее – это особое государство, с которым она строит особые отношения, и эти отношения должны проявляться, в том числе, и в поставке энергоносителей. Это зафиксировано, должно положить конец (хотя, я думаю, что не положит, но по крайней мере создает базу для этого) этой информационной шелухе вокруг какого-то мифического субсидирования Беларуси. И в Беларуси должны это четко осознавать. Вот это, как вы говорите, и есть тот меседж, что мы разговор о поставках энергоресурсов должны вывеси на новый уровень взаимодействия, новый уровень переговорного процесса.

Я бы так смотрел на этот вопрос. Ну, конечно, он не уберет всех противоречий, которые периодически возникают. Что мы сделаем, так пока себя ведет российская сторона. Я думаю, что эта конъюнктура сохранится еще несколько лет.

Вы уже говорили, что в России приближается президентская предвыборная кампания. Какую роль в ней будет играть Беларусь, как партнер по Союзному государству, и как предвыборная кампания и её итоги могут повлиять на отношения между нашими странами?

Я думаю, что не Беларусь будет играть какую-то роль, а будет играть белорусская и интеграционная тематика. В начале мы уже говорили о поведении В.Путина, что он делает реверансы в сторону Минска, эти последние встречи, уступки, примирительная риторика – это все и есть роль белорусской тематики. Да, пытаются сейчас некоторые информагентства, социологические центры проводить опросы. Мне было смешно: Беларусь вошла в число врагов России и набрала каких-то 2 процента. Что такое 2 процента? Это в рамках статистической погрешности, каких-то шизофреников, которые везде существуют. Мы видим, что Беларусь, как партнер и союзник России, набирает всегда две трети голосов. Да, пытаются манипулировать различными данными опросов по отношению к Президенту А.Лукашенко. Но все прекрасно отдают себе отчет, что, несмотря на мощнейшую информационно-пропагандистскую кампанию, которая была проведена против Беларуси и лично против А.Лукашенко, все равно и Президент Беларуси, и Беларусь как государство остаются крайне популярными в России. И конечно, политтехнологи – кремлевские и нет – будут использовать эту тематику. Тем более, еще раз подчеркну – внешнеполитических успехов у России за последние годы не так много, а поражений, и на постсоветском пространстве, и на Ближнем Востоке, по Ливии, по другим вопросам достаточно много. И непоследовательная позиция российского внешнеполитического курса всем достаточно очевидна. Поэтому терять такую выгодную карту в предвыборной кампании, как отношения с Беларусью никто не будет. И не только В.Путин, но мы видим, что и Д.Д.Медведев пытается встроиться в это русло, и оппозиционные силы, скажем, те же коммунисты, которые всегда подчеркивали свое особое отношение с Минском. Геннадий Зюганов приезжал в Минск в самые непростые моменты двусторонних отношений. И даже российские либералы – Немцов и остальные – пытаются подчеркнуть: да, они противники А.Лукашенко, но они поддерживают контакты с белорусской оппозицией и не выступают против интеграции.

То есть мы видим, что союзнические отношения с Беларусью – это стало определенным консенсусом для всех российских политических сил. Да, из этого контекста выбивается В.Жириновский, но мы знаем, какую роль ему отводят: сегодня он выступает с хамской риторикой, завтра он скажет, что Беларусь – это лучший друг. Это такой политический флюгер, который меняется в зависимости от настроений Кремля.

Это что касается самой предвыборной кампании. Что касается того, как это повлияет на белорусско-российские отношения. Я думаю, что с одной стороны серьезных изменений не будет. Наш курс намечен – это Союзное государство, реализация имеющихся программ, это сотрудничество в рамках ОДКБ, создание военно-политического блока, и здесь Россия и Беларусь не имеют противоречий, это развитие Таможенного союза, и тут уже стали очевидными определенные проблемы, это создание ЕЭП и сотрудничество в рамках ЕврАзЭС. У нас здесь нет противоречий, программа достаточно долгосрочна и рассчитана на несколько лет.

Что касается выборов, я думаю, если на них победит В.Путин, то многие из тех ошибок, конфликтов и противоречий, которые возникали в последнее время, будут списаны на этот межпутинский период. И у Москвы, и у Минска появляется возможность при старом-новом Президенте России фактически начать наши отношения не то чтобы с белого листа, но какие-то негативные моменты списать на черновики, и развивать эти отношения на новой основе. Воспользуются ли и Минск, и Москва этой ситуацией, воспользуются ли они этим шансом нового-старого президентства для переосмысления каких-то своих позиций, возможно, какого-то кадрового обновления на этом направлении – от этого будет зависеть успех наших двусторонних партнерских отношений, в которых, безусловно, заинтересованы и Минск, и Москва.

А вопросов, которые мы можем обсуждать, очень много. Это не только развитие старых программ. Мы говорим о создание КСОР ОДКБ, но это пока аморфно. Здесь нужно серьезно все прорабатывать и развивать, чтобы они стали реальностью, здесь Москва и Минск выступают мотором. Допустим, валютный союз – это очень серьезный вопрос, который сейчас постоянно обсуждается: переход либо на единую валюту, либо какие-то другие пути. Вопросы, связанные с унификацией налогообложения. Вопросы, связанные с правилами ведения бизнеса и перемещения капитала и рабочей силы. Решение всех этих вопросов, которые затрагивают интересы и нашей безопасности, и интересы бизнес-сообществ, политической элиты, творческих кругов, и интересы простых граждан – все это и есть наши союзнические отношения. И как бы не утверждали противники интеграции, эти отношения из сферы чисто идеологической перешли в сферу не только реальной политики, но и повседневной необходимости каждого гражданина настолько плотно, что мы зачастую даже не осознаем, сколько всего нам дает этот Союз. Мы это воспринимаем как данность. Вот развить этот позитив и будет задачей нового периода политической истории России, который начнется весной следующего года.