Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

29.08.2011

Когда в союзниках согласье есть…

Белорусско-российские отношения вступают в новый этап интеграции

Белорусско-российские отношения вступают в новый этап интеграции

О необходимости активизации отношений в рамках Союзного государства Беларуси и России лидеры двух стран договорились 22 августа в Сочи. Надо полагать, что конкретные предложения и решения по этому поводу прозвучат на Высшем госсовете Союзного государства, который запланировано провести в ноябре этого года. Но сама атмосфера сочинской встречи, равно как и итоги прошедшего в конструктивном ключе заседания Совета Министров Союзного государства в Москве развеяли все сомнения: Минск и Москва сумели преодолеть период разногласий и вступают в новый этап интеграции.

Без излишнего политеса (как-никак союзники) Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев на переговорах в Бочаровом Ручье критически подошли к оценке нынешнего состояния белорусско-российских отношений и пришли к выводу, что они не соответствуют статусу стратегического партнерства. Были названы конкретные проблемы, которые, по обоюдному мнению, тормозят дальнейшее продвижение. Обсудив весь спектр двусторонних отношений, Президенты договорились в самое ближайшее время предпринять ряд практических шагов по восстановлению высокого уровня партнерства между двумя странами.

О том, что это не просто слова, стало понятно буквально в тот же день, когда новостные агентства распространили информацию о том, что Дмитрий Медведев внес в Госдуму на ратификацию Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, подписанный в Минске 19 мая 2011 года. Целью договора является обеспечение полноценного функционирования Таможенного союза в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. А на следующий день российский премьер Владимир Путин, выполняя обещания, данные 15 августа на заседании союзного правительства, поручил Министерству энергетики и «Газпрому» провести переговоры с белорусскими коллегами и определить тот самый понижающий «интеграционный» коэффициент, по которому будет определяться стоимость природного газа для Беларуси в следующем году.

В общем, поводы для оптимизма есть, о чем свидетельствует и беспристрастная статистика. С 2010 года наблюдается стабильный рост объемов взаимной торговли. За первое полугодие 2011 года двусторонний товарооборот увеличился на 41% и составил почти 18 млрд. долларов. Если во втором полугодии динамика сохранится, то высока вероятность, что к концу года впервые выйдем на 40-миллиардный рубеж. О том, как выглядит интеграция в цифрах и фактах, красноречиво поведал Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. По его словам, б лагодаря союзным программам поднято с колен 26 тысяч предприятий, создано 5 миллионов рабочих мест. Примерно 85 процентов товаропотока из Европы в Россию и обратно проходит через Беларусь. Доля белорусов и россиян в численности земного шара всего 2 процента, но мы выпускаем 33 процента карьерного транспорта мира, 12 процентов сельхозмашин мира и 10 процентов дизельного машиностроения мира. Все это тем более значимо на фоне сохраняющихся рисков и неопределенности в мировой экономике, понижения кредитного рейтинга США, долговых проблем в еврозоне. В такой ситуации, считают эксперты, крайне необходимо придать дополнительную динамику нашему экономическому сотрудничеству, эффективно использовать возможности и преимущества интеграции, инструменты взаимной поддержки. В частности, как отметил Александр Лукашенко, важно обеспечить безусловное полноценное функционирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России с 1 января 2012 года. Беларусь понесла серьезные издержки, включившись в этот проект, но идея ЕЭП была сознательно поддержана, так как необходимо создать равные условия для предприятий и граждан на этом пространстве.

В этом плане, пожалуй, самая принципиальная договоренность заключается в том, что Россия уже в следующем году при формировании цены на газ для Беларуси будет применять так называемый интеграционный понижающий коэффициент. Расчетную формулу еще предстоит определить на переговорах, но уже сегодня можно говорить о том, что наметился прогресс наших отношений в направлении выравнивания условий хозяйствования.

По большому счету, в обещании Москвы ничего нового нет, отмечает белорусский аналитик Георгий Гриц. Речь идет все о тех же равнодоходных ценах на газ, на которые страны-союзницы договаривались выйти одновременно еще в 2006 году. Потом эти сроки неоднократно переносились. Между тем любое одностороннее повышение цены на энергоносители для белорусских производителей приводит к повышению производственных затрат. Но цену на товар просто так не повысишь, ведь чем дороже товары, тем сложнее конкурировать на российском рынке. Следовательно, приходится понижать затраты на оплату труда работников. А это сразу приводит к замедлению роста благосостояния людей. По словам эксперта, с учетом создания и действия Таможенного союза, а также вступления в силу с 1 января будущего года Единого экономического пространства, единые условия хозяйствования, в том числе и доступ к энергоресурсам, являются важнейшим пунктом повестки дня. Мотивация вполне логична: о каком ЕЭП может идти речь без формируемых по единому принципу цен на энергоносители, которые существенно влияют на окончательную стоимость любой продукции?

Кроме того, у Минска есть еще один хороший козырь -- в совместном с «Газпромом» ОАО «Белтрансгаз» за белорусским государством пока остается половина акций, которую готова выкупить российская сторона. В таком случае Москва получит полный контроль над газотранспортной системой на территории Беларуси. Но именно в готовности идти на взаимные уступки и заключается успех интеграции.

Актуальным выглядит завершение переговорного процесса по объединению МАЗа с КАМАзом. Напомним, что с инициативой создать холдинг на базе двух автогигантов выступили в прошлом году «Ростехнологии». Предполагается, что в холдинг «Русбелавто» будут внесены по 49,9% акций обеих компаний. На днях стало известно, что предложения о партнерстве с МАЗом в белорусское правительство направила группа ГАЗ. На взгляд аналитиков Renaissance Capital, партнерство с МАЗом благоприятно для обоих российских автопроизводителей, учитывая, что белорусской компании принадлежит 9% российского рынка грузовых автомобилей против 18%, принадлежащих Уралу (группа ГАЗ), и 47% КамАЗу. Кроме того, МАЗ неплохо позиционирован в сегменте магистральных тягачей (это единственный сегмент на рынке тяжелых грузовиков, где КамАЗ не имеет лидирующих позиций, занимая лишь 4,4% доли этого рынка в 2010 году).

Однако большинство экспертов возможность трехстороннего синтеза МАЗ-ГАЗ-КАМАЗ оценивают как маловероятную. Мол, жить с двумя «женихами» вряд ли получится. «Так или иначе, окончательный результат будет во многом зависеть от стоимости и сроков сделки, -- считает экономист Алексей Беляев. -- Ведь именно вопрос справедливой цены МАЗа был ранее камнем преткновения в переговорах с КамАЗом. Желание белорусской стороны не продешевить в нынешних условиях вполне понятно».

Важнейший вопрос двусторонних отношений -- строительство в Беларуси атомной электростанции. В ходе встречи в Сочи лидеры двух стран договорились выйти на подписание всех соответствующих соглашений по строительству и выделению кредитных ресурсов в сентябре этого года аналогично схеме и условиям, которые приняты российской стороной при строительстве АЭС в Калининградской области. Замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк не сомневается в том, что достигнутые в Бочаровом Ручье соглашения будут выполнены в полной мере. Однако точную сумму проекта он назвать отказался, сообщив, что этого не позволяет контракт с «Росатомом». По оценкам различных экспертов, стоимость строительства АЭС в Калининграде составляет более 5 миллиардов евро. Скорее всего, контрактное соглашение и межправительственное соглашение о предоставлении кредита подпишут одновременно.

Что касается реализации совместных союзных программ, то акцент предлагается сделать на проекты, связанные с инновациями и рассчитанными на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, в микроэлектронике очевиден реальный потенциал промышленной и научной интеграции. И в ближайшей перспективе можно и нужно создавать совместную белорусско-российскую корпорацию в данной отрасли. Такие шаги позволят не только сформировать единое научно-технологическое пространство Союзного государства, но и станут эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности нашей общей продукции.