23.08.2011
Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств считает, что выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, состоявшиеся 19 августа 2011 года, проведены в полном соответствии с нормами действующего в Казахстане избирательного законодательства. Об этом корреспонденту www.soyuz.by сообщили в пресс-службе Исполкома СНГ.
В соответствии с приглашением казахстанской стороны Исполнительный комитет Содружества сформировал Миссию наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) и обеспечил координацию ее деятельности по осуществлению мониторинга выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан 19 августа 2011 года.
В состав Миссии вошли представители Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств и Исполнительного комитета СНГ. Всего – 68 человек.
Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 11 августа 2011 года.
Наблюдателям были созданы соответствующие организационно-технические и правовые условия для выполнения их функций, что позволило им изучить и оценить деятельность территориальных избирательных комиссий по организации и проведению выборов.
Действующее законодательство о выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан составляют Конституция Республики Казахстан, конституционное законы Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», а также постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
Штаб Миссии совместно с Международным институтом мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ проанализировал избирательное законодательство в части, регулирующей проведение выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан. Избирательное законодательство в целом соответствует международным обязательствам республики в сфере демократических выборов и гарантирует проведение выборов депутатов Сената на основе косвенного и равного избирательного права. Также предусмотрено осуществление гражданами активного и пассивного избирательного права посредством тайного голосования во время выборов, организуемых системой независимых избирательных органов.
По мнению Миссии, предвыборная ситуация, политическая и социально-экономическая обстановка отличались стабильностью, что создавало благоприятные условия для проведения открытой и гласной избирательной кампании.
Выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан проходили в условиях альтернативности и конкуренции. Всего были выдвинуты 96 кандидатов.
В ходе регистрации кандидатов в ЦИК Республики Казахстан девять претендентов не были зарегистрированы в связи с подачей ими заявлений о снятии своих кандидатур.
В связи с непредоставлением в отведенные законодательством сроки необходимых документов, отказано в регистрации 27-ми соискателям.
От участия в выборах двадцать человек отказались по собственному заявлению после их регистрации в качестве кандидатов в депутаты Сената Парламента. Решение о регистрации еще одного кандидата было отменено в связи с недостоверностью сведений в представленной им декларации о доходах и имуществе.
На завершающем этапе избирательной кампании за 16 депутатских мандатов боролись 39 человек.
В Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан по состоянию на 18 августа поступили две жалобы на нарушения при регистрации кандидата в депутаты Сената по Северо-Казахстанской области. Одна жалоба о преждевременном начале предвыборной агитации одним из кандидатов поступила в Западно-Казахстанскую областную избирательную комиссию. Факты, указанные в обращениях, не подтвердились. Заявителям своевременно были направлены аргументированные ответы. В суды республики были поданы два иска, связанных с избирательной кампанией. В одном случае в удовлетворении иска отказано, во втором – отказано в принятии иска в связи с его неподведомственностью суду.
Предвыборная агитация кандидатами в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан проводилась в рамках Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». С 30 июля 2011 года все зарегистрированные кандидаты в депутаты Сената получили возможность приступить к предвыборной агитации. Исключение составила Актюбинская область, где к моменту окончания периода регистрации кандидатов насчитывалось менее двух претендентов на одно место в Сенате, вследствие чего были продлены сроки выдвижения и регистрации кандидатов до 5 августа 2011 года; предвыборная агитация кандидатов в Актюбинской области началась 6 августа 2011 года.
Кандидатам были гарантированы равные условия для ведения агитационной работы. Для агитации через средства массовой информации каждому кандидату из республиканского бюджета выделено равное количество средств на 15-минутное выступление по телевидению, 10-минутное выступление на радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух своих статей.
Кандидаты в депутаты опубликовали в СМИ свои биографии, предвыборные программы, выступали по местному телевидению, вели агитационную работу путем личных встреч с выборщиками.
Наблюдатели от СНГ не отметили каких-либо препятствий для свободного ведения предвыборной агитации участниками избирательного процесса.
Миссия отмечает эффективную работу Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Сената.
В сроки, установленные законодательством, были зарегистрированы кандидаты в депутаты Сената.
Прошли обучающие семинары-совещания для членов территориальных избирательных комиссий. Было выпущено необходимое количество методических и информационных материалов.
Миссия отмечает, что в процессе подготовки к выборам отступлений от норм национального и международного права, регулирующих организацию и проведение демократических выборов, не выявлено.
В день выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан 19 августа 2011 года члены Миссии присутствовали на совместных заседаниях выборщиков в тринадцати областях Казахстана, в городах Астане и Алматы. По мнению наблюдателей от СНГ, выборы прошли организованно, при высокой явке выборщиков.
Пункты для голосования были оборудованы в соответствии с установленными избирательным законодательством требованиями, выборщикам были созданы необходимые условия, обеспечивающие свободное волеизъявление и тайну голосования. В то же время наблюдатели и представители СМИ имели полную возможность видеть, как происходят выдача бюллетеней, их опускание в урны, вскрытие урн и подсчет голосов.
Территориальные избирательные комиссии соблюдали предусмотренные Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» процедуры проведения совместных заседаний выборщиков, выдачи бюллетеней, подсчета голосов выборщиков и определения результатов голосования по выборам депутатов Сената.