09.08.2012
История с нарушением госграницы Беларуси шведским самолетом и высадкой «плюшевого десанта» получает продолжение. Между Беларусью и Швецией разгорается дипломатический конфликт.
На прошлой неделе официальный Минск не продлил аккредитацию бывшему послу Швеции в Беларуси Стефану Эрикссону. Как пояснили в МИД Беларуси, «мотивы принятия белорусской стороной решения о непродлении аккредитации бывшему послу Швеции в Беларуси Стефану Эрикссону понятны и не нуждаются в дополнительных комментариях. С учетом одновременного отзыва в Минск посла Беларуси в Швеции Андрея Гринкевича белорусская сторона полагала исчерпанным данный конфликт и была готова к совместным усилиям по возвращению двусторонних отношений в конструктивное русло. В пользу этого свидетельствуют и ранее предпринимавшиеся белорусской стороной усилия по недопущению перехода ситуации в конфликтную стадию».
Как добавил сотрудник белорусского МИД, к сожалению, МИД Швеции «предпочел пойти на обострение и дополнительно принял решение о выдворении из страны двух старших дипломатов посольства Беларуси, включая Временного Поверенного в делах, и отказе во въезде в Швецию нового посла Беларуси, имеющего агреман Правительства Швеции». Таким образом, дипломатический состав белорусского посольства в Стокгольме оказался сокращен до двух младших дипломатов, не имеющих достаточных полномочий и квалификации для руководства миссией. Что, в свою очередь, направлено на серьезное ограничение представительства Республики Беларусь в Швеции и возможности полноценной защиты интересов белорусских граждан и оказания услуг гражданам Швеции, а также Норвегии и Дании, где посольство аккредитовано по совместительству.
В этих условиях, по мнению белорусского МИДа, невозможно обеспечение нормальных функций загранучреждения, в том числе предусмотренных ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях. В этой связи белорусская сторона вынуждена принять решение об отзыве своего посольства в Швеции и возвращении всех его сотрудников в Беларусь. Одновременно, основываясь на принципе взаимности, зафиксированном в том числе в ст. 2 Венской конвенции, шведской стороне предложено отозвать свое посольство из Республики Беларусь до 30 августа 2012 года. С этой даты, как пояснила белорусская сторона, все сотрудники шведского посольства в Беларуси утратят свой статус.
Тем не менее, как особо подчеркнул белорусский МИД, в контексте данных мер речь не идет о разрыве дипломатических отношений. При этом «возвращение двустороннего взаимодействия на прежний уровень непосредственного дипломатического присутствия в столицах двух стран возможно лишь в случае, если шведская сторона в диалоге с Беларусью вернется к соблюдению международно признанных принципов взаимоуважения, суверенного равенства государств и содействия развитию дружественных отношений».
Соответствующую ноту белорусские дипломаты утром 8 августа передали в МИД Швеции. Между тем, в разговоре с журналистами пресс-секретарь шведского МИД Андерс Йорле заявил: «Мы хотим, чтобы послом в Беларуси был именно Эрикссон. То, что ему не продлили аккредитацию, мы рассматриваем, будто его выслали из Беларуси. И поэтому мы отказались от предложения Беларуси назначить нового посла. А также выслали белорусских дипломатов из Швеции». Ну, а министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт вообще не смог внятно изложить позицию своего ведомства, зарядив старую пластинку о «правах человека». Причем сделал это не в принятом в дипломатическом мире формате нот и заявлений, а путем короткой эпистулы в одной из социальных сетей.
В этой связи возникает закономерный вопрос, чем же все-таки не устроил официальный Минск бывший посол Швеции Стефан Эрикссон? Для ответа на него прибегнем к сообщениям белорусских СМИ. 3 августа в эфире белорусского телеканала ОНТ было сделано заявление о том, что посол Швеции в Беларуси Стефан Эрикссон неоднократно лично передавал инструкции и деньги радикальным группировкам и экстремистам, готовившим силовую акцию против Беларуси наподобие «арабской весны». Приглашенный в студию директор белорусского аналитического центра ЭкооМ Сергей Мусиенко высказал предположение, что дипломат «использовал свое положение как эмиссар спецслужб».
Белорусские телеканалы также сообщили, что в июне 2012 года правоохранительные органы пресекли попытку ввоза крупной партии литературы неизвестного содержания без необходимых сопроводительных и пояснительных документов. После отказа предоставить доступ к перевозимому грузу автомобиль посольства Швеции выехал на территорию Литвы. То есть, по информации ОНТ, посол Эрикссон, фактически, покрывал контрабанду. По поводу же «плюшевого десанта» было сказано, что «до сих пор до конца неясна степень возможного участия как Стефана Эрикссона, так и шведского руководства в организации провокации с нарушением границ Беларуси».
По сей день опровержений со стороны внешнеполитического ведомства Швеции не последовало. Если, конечно, не принимать за таковые несколько странные записи Карла Бильдта в Twitter .
Впрочем, возможно Стэфану Эрикссону даже на руку сегодня находится вдалеке от белорусской столицы. Набирает ход расследование уголовного дела, по факту незаконного пересечения границы. Ведут дело следователи Комитета государственной безопасности Беларуси. Как сообщается на официальном сайте ведомства, «возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.371 УК Республики Беларусь по факту незаконного пересечения 04.07.2012 Государственной границы Республики Беларусь подданными Королевства Швеции на легкомоторном самолете. По подозрению в пособничестве в совершении указанного преступления задержаны граждане Республики Беларусь А.А.Суряпин и С.А.Башаримов, которым предъявлено обвинение по ч.6 ст.16 (пособничество в совершении преступления) и ч.3 ст. 371 (незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь) УК Республики Беларусь».
«В интересах объективного расследования уголовного дела и выяснения всех обстоятельств нарушения воздушного пространства Республики Беларусь и Литовской Республики Комитетом государственной безопасности предлагается подданным Швеции, принявшим участие в организации и осуществлении незаконного перемещения через Государственную границу, прибыть в г.Минск для участия в следственных действиях в качестве подозреваемых, в том числе для проведения очных ставок. По результатам будут приняты окончательно соответствующие процессуальные решения в отношении белорусских граждан, проходящих по уголовному делу», – сообщил КГБ.
Для обеспечения процессуальных действий КГБ Беларуси направил в компетентные органы Литвы и Швеции просьбу об оказании правовой помощи в расследовании уголовного дела. Ведь что интересно: нарушена была не только белорусская, но и литовская граница, то есть, фактически граница НАТО. Что, в свою очередь, наводит на мысль о просчетах в организации ПВО у наших соседей. Может именно поэтому министр обороны Литвы Раса Юкнявичене в недавнем интервью радиостанции «?ini? radijas» насмерть стояла на своем прежнем суждении, что граница Литвы не была нарушена. Ее фактически опровергли гражданские диспетчеры Литвы, подтвердившие факт шведского полета в режиме «туда и обратно». Замдиректора Администрации гражданской авиации Литвы Алвидас Шумскас в этой связи не исключил возбуждения административного дела, – сообщило агентство BNS.
Так что несложно предположить, что шведы, скрывшиеся под псевдонимами, которые сейчас мелькают в СМИ, в обозримой перспективе не будут казать носу не только в Беларусь, но и в Литву. Да и настоящие персональные данные участников перелета, похоже, уже секрет Полишинеля. Как судачат в околожурналистских кругах, один из них – однофамилец бывшего посла Швеции. Фамилия другого сотрудника Studio Total созвучна с фамилией хоккеиста.
А что же бывший посол Швеции Стефан Эрикссон? Он, похоже, пребывает в депрессии. Иначе, как объяснить его недавнюю запись в фейсбуке, обращенную к своим белорусским подопечным: «Когда читаю ваши комменты, складывается почти впечатление, что вы меня уже похоронили… Пожалуйста, рано меня хоронить! Карлсон/Эриксон еще прилетит!»
Впрочем, летать Карлссону-Эриксону будет лучше и спокойнее над крышами Стокгольма. Происходящая корректировка в организации боевого дежурства войск ПВО Беларуси делает несанкционированные полеты сродни игре в «русскую рулетку».
Андрей Бобок, журналист