Развитие белорусской экономики в контексте интеграционных процессов
Информационно-аналитический портал www . soyuz . by провел совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь интернет-видеобрифинг с профессором Института непрерывного образования БГУ, заместителем председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгием Васильевичем Грицем.
Информационно-аналитический портал www.soyuz.by провел совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь интернет-видеобрифинг с профессором Института непрерывного образования БГУ, заместителем председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгием Васильевичем Грицем.
Тема: «Развитие белорусской экономики в контексте интеграционных процессов».
В недавно опубликованной статистике Национального банка Республики Беларусь отражен рост положительного сальдо внешней торговли. В основном он обеспечен за счет торговли с Европейским союзом. Как Вы считаете, может ли затянувшийся кризис в Еврозоне отрицательно повлиять на эту динамику?
– Тут со статистикой трудно спорить, тем более что она действительно сегодня подтверждает это как данность. По-моему за последние пять лет, если взять временной промежуток в квартал или два квартала, впервые за указанный период Беларусь вышла на положительное сальдо. Это положительно сальдо уже составляет порядка 2 млрд. долларов. Эти цифры благостные, и они, действительно, навевают гордость за наш антикризисный план. С другой стороны, может быть, есть ожидания, что в условиях кризиса Еврозоны эти 2 млрд. положительного сальдо могут быть существенно уменьшены. Но я думаю, что, как всегда в жизни, все останется где-то посередине.
Для того, чтобы разобраться, насколько это проблематично, давайте посмотрим долю Евросоюза в торговле с Беларусью. По 2011 году она составляла 39%. По 2012 году цифра больше. Но дело в том, что это не пик торговли. Возьмем статистику: в 2007 году эта цифра составляла 43%, в 2006 году – вообще 45%. То есть в принципе, если говорить о доле торговли Евросоюза, она не является критичной и нам есть к чему стремиться. С этой точки зрения я угрозы не чувствую.
Но есть другая проблема, с которой надо считаться, - за счет чего нам удается обеспечить такой большой внешнеэкономический потенциал. К сожалению, тут, цифры и статистика говорят, не столь благостно. Фактически, сегодня экспортный потенциал в Евросоюз сформирован на нефтепродуктах. Последняя тема - это растворители. Я не хочу касаться того, в чем причина недопонимания с российской стороны. Но, так или иначе, эту цифру тоже можно рассмотреть с двух сторон. С точки зрения того, что энергоресурсы всегда дорожают – конъюнктурное падение на саму нефть несущественно. Ниже 100 долларов вряд ли в среднесрочной перспективе цена упадет. Поэтому опасение, что ценовая конъюнктура будет неблагоприятна, сегодня не настолько критично. Но, с другой стороны, нефтепродукты все-таки являются зависимыми от российской нефти. Тут уже, я бы сказал, межгосударственные взаимоотношения, хотя в рамках ЕЭП эти риски тоже минимализируются. Но я думаю, что зависимость от условий кризиса, если в Еврозоне она существует, то существует априори через какие-то мультипликаторы.
Например, кризис в Еврозоне приводит к уменьшению валового производства промышленной продукции. Для производства промышленной продукции необходимы энергоресурсы, и, как следствие, спрос на белорусские нефтепродукты уменьшается. Но доля в общеевропейском потреблении белорусских энергоносителей на уровне, если не арифметической погрешности, то на уровне единиц процентов. Поэтому, я думаю, нашу нишу мы всегда займем. Есть и второй мультипликатор – это российский. То есть у России будут меньше доходы от падения конъюнктуры на нефтепродукты, меньше доходы – значит меньше станет объем сбыта на российском рынке.
Вот такие средние и долгосрочные перспективы, наверное, надо учитывать. Но я еще раз подчеркну, опасение, что кризис в Еврозоне сиюминутно ударит по белорусскому импорту и экспорту, я думаю, не обосновано, и, более того, не актуалено. Но это не значит, что данную проблему нужно замалчивать. Эту проблему надо решать с точки зрения региональной диверсификации, потому что сегодня у нас в основных покупателях три страны – Нидерланды, Литва и Германия, и с точки зрения диверсификации товарной продукции – это на порядок более сложная задача, но к ее выполнению надо стремиться.