31.07.2012
Недавно белорусская делегация приняла участие в третьей встрече министров иностранных дел стран «Восточного партнерства».
Чисто внешне мероприятие получилось весьма солидным и представительным: в Брюссель приехали главы внешнеполитических ведомств всех стран-членов ЕС и стран-партнеров, а также Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар по расширению и Европейской политике соседства Штефан Фюле. Обсуждали разработанную Европейским союзом «дорожную карту» «Восточного партнерства». Надо полагать, составлена она с прицелом на осень 2013 года, ведь именно в это время в Вильнюсе состоится саммит ВП на уровне глав государств и правительств.
В общем, на первый взгляд может показаться, что программа успешно работает и ее ждет безоблачное будущее. Однако, как выяснилось, весь этот антураж -- всего лишь привлекательная обертка. За показными планами, громкими речами и мудреными дипломатическими формулировками по-прежнему не видно реальной работы и конкретной отдачи, а сама идея оказалась жутко заполитизированной.
К слову, Беларусь изначально была нацелена на прагматичное сотрудничество в рамках этой инициативы. Минск предложил достаточно много проектов в различных сферах: от общего управления границей и контактов приграничных территорий до охраны окружающей среды. И на сей раз белорусская делегация поехала в Брюссель не с пустыми руками. С высокой трибуны прозвучали конкретные предложения по наполнению инициативы новыми проектами в сфере транспорта и энергетики.
В ходе своего выступления министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов обратил внимание участников совещания на необходимость соблюдения базовых принципов программы «Восточного партнерства», которые были зафиксированы ранее в установочных документах. Он также предложил государствам-участникам данной программы обратить внимание на необходимость устранения любых дискриминационных подходов и подчеркнул необходимость видеть проблемы с правами человека и в странах-членах ЕС, особенно на фоне кризисных событий последнего времени.
К сожалению, сегодня наблюдается явный крен ЕС в сторону своих интересов. Еврочиновники без устали трубили о сотрудничестве в рамках «Восточного партнерства», но когда получили предметные и адекватные предложения со стороны белорусских властей, приумолкли и включили старую пластинку на излюбленную тему демократии. Вместо того, чтобы приступить к реализации выгодных для всех проектов, в Брюсселе решили идти по проторенной дорожке и сосредоточились на широкой рекламации н овой инициативы «Европейский диалог для модернизации Беларуси». Судя по всему, она призвана придти на смену «Восточному партнерству».
Предварительная стоимость программы оценивается в девять миллиардов евро. Любопытно, что озвучена новая инициатива аккурат в преддверии парламентских выборов в Беларуси. Причем на встречу-презентацию новой европейской инициативы в Минске не пригласили ни одного официального представителя белорусской власти. На кого же рассчитан этот балаган? С кем вести диалог и что от него ожидать? А может, новый «проект» -- всего лишь ширма для активизации деятельности внутренних и внешних деструктивных сил накануне выборов?
«Появление еще одной инициативы диалога о модернизации выглядит довольно странным. Каким образом и что собирается решать Брюссель, нам не вполне понятно, -- отмечает начальник управления информации--пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных. -- Диалог по идее должен предполагать равенство сторон, какое-то обсуждение. Те решения, которые предлагает ЕС, укладываются, скорее, в формат монолога, когда ЕС выбирает темы, предлагает их белорусской стороне, сам выбирает, с кем эти темы обсуждать. К сожалению, политику ЕС в отношении Беларуси трудно назвать глубоко продуманной и ориентированной на долгосрочные добрососедские отношения. Скорее, эта политика напоминает нам политическое маневрирование для достижения каких-то своих краткосрочных политических целей и, очевидно, наносит ущерб долгосрочному добрососедскому сотрудничеству».
Кстати, на финансирование «Восточного партнерства» на период 2010-2013 годы ЕС резервировал 600 миллионов евро. Новая инициатива «Европейский диалог для Беларуси» обойдется европейским налогоплательщикам почти девять миллиардов евро! И это в то время, когда еврозона трещит по швам, а в долговую яму попадают целые государства. Откуда такая щедрость?
И почему Беларусь, предлагая европейским соседям открытое, взаимовыгодное сотрудничество, получает обратную реакцию? Почему белорусская позиция и бескомпромиссность приоритетов вызывают на Западе нескрываемое раздражение и беспокойство?
Очевидно, что Минск и ЕС продолжают разговор на разных языках. Белорусская дипломатия говорит на языке прагматического сотрудничества на принципах равноправия и взаимного невмешательства во внутренние дела, сводя к минимуму ценностную компоненту белорусско-европейских отношений. Европа, напротив, ставит во главу угла именно ценностный аспект, вопрос о соответствии или несоответствии Беларуси неким якобы универсальным общеевропейским ценностям, монополия на которые целиком и полностью принадлежит ЕС.
На самом деле, никакого ценностного конфликта между ЕС и Беларусью нет. Есть лишь конфликт между национальными интересами Беларуси и России и дезинтеграционной политикой ЕС по отношению к Союзному государству, считает доктор философских наук, профессор, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Беларуси Лев Криштапович. «Ни Евросоюз, ни США не могут простить Беларуси союза с Россией, и это надо принимать как данность, -- отмечает эксперт. -- Понимая при этом, что для нас, белорусов и россиян, нет никакой необходимости в признании этих мифических европейских ценностей. Нам не надо искать счастья где-то за пределами своей цивилизации. Именно наше союзное цивилизационное единство и есть та основа, которая позволяет Беларуси быть экономически самодостаточной и геополитически самостоятельной. И то же самое будет совершенно справедливо для Украины и других постсоветских республик. Очень важно понять, что интеграция противостоит не независимости, а дезинтеграции. Именно интеграция на сегодня объективно укрепляет независимость и суверенитет и Беларуси, и России».
По мнению директора Центра по проблемам европейской интеграции, политолога Юрия Шевцова, напряженность, иногда конфликтность в отношениях с ЕС носит глубинный характер. Причина неприязни Евросоюза к Беларуси кроется в одном, но очень существенном обстоятельстве -- это проводимый курс на союз с Россией. Все восточноевропейские государства, возникшие на руинах советского блока и СССР, за исключением России и Беларуси, взяли ориентир на присоединение к Евросоюзу. Беларусь избрала особый путь и это ломает установленные Западом для восточноевропейских стран правила поведения, в соответствии с которыми эти страны должны обязательно ориентироваться на ЕС. Нарушение этих поведенческих стандартов вызывает недовольство в Евросоюзе, так как требует от европейских элит выработки для Беларуси неких исключений из правил, что на самом деле не совсем безопасно для самого ЕС, отмечает политолог.
Дело в том, что на рубеже 1980-1990-х годов все восточноевропейские страны прошли через однотипные реформы, которые закрепляли их ориентацию на Евросоюз, пояснил Юрий Шевцов. Суть этих преобразований состояла в ликвидации крупной промышленности, завязанной на поставки сырья и комплектующих из бывшего СССР, обрезались связи в области энергетики и вообще «шли под нож» те сектора экономики, которые привязывали эти страны к Востоку. Кроме того, в восточноевропейских государствах под надзором еврочиновников создавалась такая политическая система, которая не позволяла сосредоточивать власть в руках одной из ветвей. Она исключала появление сильного президента, сильного премьера или сильного главы парламента, который мог бы, опираясь на массовую поддержку населения, остановить разрушение реального сектора экономики, что предопределяло бы курс на сближение с Россией. А Беларусь своей самостоятельной политикой ломает модель поведения, определенную Западом для восточноевропейских стран и подает им «плохой» пример иного пути развития. И это главное из того, что определяет натянутые отношения между ЕС и Беларусью.
Тем не менее, не стоит забывать, что половина белорусского товарооборота приходится на страны ЕС. В самой Беларуси действуют очень много серьезных зарубежных компаний и успешных бизнесменов, для которых экономические интересы превыше политики. И этот фактор может оказаться решающим в формировании перспективы белорусско-европейских отношений. «В западноевропейском обществе ощущается недостаток информации о Беларуси вообще и еще больший недостаток
правдивой информации о Беларуси, -- говорит генеральный директор словенской компании «Рико» Янез Шкрабец. -- Я стараюсь всячески содействовать решению этой проблемы. Все, кто по моей рекомендации побывал в Беларуси, возвращаются в восторге и без предрассудков, относятся к стране с большим оптимизмом».
По словам бизнесмена, белорусские предприятия идут по пути модернизации, становятся все более конкурентоспособными. За последние годы в Беларуси произошло значительное улучшение бизнес-климата, созданы условия по привлечению иностранного капитала. Страна обладает многими неоспоримыми преимуществами, здесь порядок, нет коррупции, созданы условия для прозрачной конкуренции, обеспечены хорошие условия для жизни, а с формированием ЕЭП открывается огромный потребительский рынок. «Думаю, что в будущем в Евросоюзе осознают необходимость наладить тесное сотрудничество с Беларусью и с новым интеграционным образованием -- Евразийским союзом», -- резюмировал словенский бизнесмен.