Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

08.05.2012

Беларуси необходим мощный и стремительный рывок вперед

Нынешнее выступление Президента Республики Беларусь с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию проходило в непростых условиях. Происходят серьезные изменения в мире, которые не могут не оказать влияния на политическую и экономическую ситуацию внутри страны. Можно было ожидать, что Глава государства поведет итоги прошедшего года, отметит нерешенные проблемы и выстроит главные ориентиры. В определенной степени эти ожидания оправдались. Но особенность нынешнего выступления Президента перед парламентариями заключалась в том, что он не только изложил свои концептуальные взгляды на серьезные проблемы, но и пригласил депутатов к их обсуждению. В вопросах парламентариев просматривались позиции по ряду важных вопросов социально-экономического развития страны.

Нынешнее выступление Президента Республики Беларусь с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию проходило в непростых условиях. Происходят серьезные изменения в мире, которые не могут не оказать влияния на политическую и экономическую ситуацию внутри страны. Можно было ожидать, что Глава государства поведет итоги прошедшего года, отметит нерешенные проблемы и выстроит главные ориентиры. В определенной степени эти ожидания оправдались. Но особенность нынешнего выступления Президента перед парламентариями заключалась в том, что он не только изложил свои концептуальные взгляды на серьезные проблемы, но и пригласил депутатов к их обсуждению. В вопросах парламентариев просматривались позиции по ряду важных вопросов социально-экономического развития страны.

«Наши основополагающие принципы и наш путь неизменны, – сказал А.Лукашенко. – Но это не означает, что Беларусь навсегда остается прежней. Изменяется время, и надо смело идти дальше. Мы не должны отстать! Необходим мощный, стремительный рывок вперед. Это касается всех сфер жизнедеятельности государства. И прежде всего фундамента – экономики».

Экономическим проблемам было посвящено не мало внимания в выступлении Президента. В первом квартале страна вышла на положительное сальдо внешней торговли. Приток валюты на $1,3 млрд. выше оттока. Растут золотовалютные резервы и экспорт. Замедлены темпы инфляции. Постепенно растут доходы людей. Уровень безработицы практически на нуле, констатировал Президент. Глава государства также подчеркнул: «Сегодня можно уверенно сказать – сложный период в истории нашего государства мы проходим достойно».

В то же время А.Лукашенко отметил, что прошлый год обнажил многие проблемы белорусской экономики, которые требуют безотлагательного устранения. «Суть нашего экономического курса – создание новых высокопроизводительных рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях, стимулирование самозанятости, предпринимательства и инициативы, повышение ответственности каждого за себя, свою семью, свою страну», – отметил Президент. А.Лукашенко подчеркнул, что преимущественное развитие должны получать проекты, которые ориентированы на местное сырье, нацелены на импортозамещение, создаются в малых и средних городах, экспортоориентированы, обеспечивают высокий уровень рентабельности и производительности труда, а, следовательно, и заработной платы.

А.Лукашенко поручил правительству выработать стратегию развития и интеграции в мировую экономику белорусских госкорпораций. «Поручаю правительству по каждой госкорпорации выработать стратегию развития и интеграции в мировую экономику, кооперации с основными партнерами. В первую очередь это касается тех объединений, где внутренних ресурсов развития недостаточно, а рынки конечной продукции высококонкурентны», – сказал Глава государства. «Наши планы должны быть скоординированы со стратегиями развития России и Казахстана и опережать их», – добавил белорусский лидер.

По мнению А.Лукашенко, в Беларуси эффективность управления экономикой является одним из основополагающих направлений. «Для роста капитализации государственных активов, снижения затрат и повышения эффективности управления мы взяли курс на создание холдингов и крупных производственных объединений в промышленности. Это, по сути своей, государственные корпорации. Те же процессы происходят и в сельском хозяйстве. В этом году мы практически завершим укрупнение и создание оптимальных сельхозпредприятий и холдингов там, где это возможно», – отметил Президент.

Эффективность развития экономики во многом зависит от умелого использования прямых инвестиций. «Говорим мы об этом много, а толку мало. Вроде, есть инвесторы, отдельные проекты, но в целом все это - капля в море, - заявил Президент. - Кроме самих себя винить тут некого. К нам хотят идти, вкладывать деньги. Зарубежных бизнесменов привлекает стабильность в Беларуси, наша порядочность и надежность, низкий уровень коррупции». Однако стена бюрократизма и безразличия, с которой они сталкиваются в исполкомах и министерствах, отбивает на корню всякое желание инвестировать. Зарубежные бизнесмены не могут пробиться на прием к руководителю, чтобы обсудить свое инвестиционное предложение, месяцами ходят по кабинетам за согласованиями и разрешениями, вынуждены искать всякие обходные пути, вплоть до Президента, чтобы достучаться и реализовать инвестпроект.

«Еще сложнее обстоит дело, когда инвестировать хотят наши отечественные предприниматели. Те вообще пробиться никуда не могут, – отметил А.Лукашенко. – А ведь дай мы им возможность вкладывать деньги в собственной стране, меньше было бы сокрытия доходов и вывоза капитала». Президент потребовал от членов правительства, председателей исполкомов, всех руководителей радикально изменить стиль и методы работы с инвесторами - как с иностранными, так и белорусскими. «Вам переданы все необходимые полномочия. Остается исполнять их честно и добросовестно, – подчеркнул он. – Это один из главных качественных показателей вашей работы. Возможно, нужны еще какие-то дополнительные меры, которые бы оградили добросовестного инвестора от крючкотворства чиновников и, как говорят, наездов со стороны силовых структур». А.Лукашенко поручил правительству и Администрации Президента еще раз посоветоваться с частным бизнесом, не только с «крупными акулами», но и со средними, мелкими предпринимателями. «Позовите основных иностранных инвесторов, которые у нас работают. Пусть они скажут, что еще нужно, чего не хватает, что мы не увидели, – сказал он. – Беларусь должна стать страной, во всех отношениях привлекательной для вложения средств».

Важным шагом в этом направлении является предстоящее принятие закона «Об инвестициях». Президент попросил депутатский корпус внимательно подойти к этому документу. «Условия инвестирования в Беларусь должны быть одними из лучших в мире, а гарантии добросовестным инвесторам – абсолютные, - подчеркнул он. – Закон должен содержать нормы прямого действия, ясные и понятные каждому». Важно создать такие условия для инвестора, чтобы ему было выгодно оставлять полученную прибыль в Беларуси, а не вывозить ее за рубеж, подчеркнул глава государства.

Глава государства напомнил, что одной из предпосылок притока прямых иностранных инвестиций является реформирование отношений собственности. «У нашей страны здесь есть уникальное преимущество: мы точно знаем, как нельзя делать приватизацию, к чему приводят ваучерные эксперименты и залоговые аукционы, - сказал он. - Не всегда приватизация - благо для предприятия. Не всегда инвестор приходит, чтобы развить бизнес и передать лучшие технологии. Но и государственная собственность - не гарантия от провалов».

По словам А.Лукашенко, повышение эффективности государственных активов, в том числе путем привлечения инвесторов, будет происходить последовательно на основе современной нормативной правовой базы. Никаких обвальных массовых распродаж при этом не будет. «Сегодня мировое сообщество пришло к тому, что приватизация не должна быть массовой. Она должна быть прозрачной, понятной и точечной, – подчеркнул Президент. – Это нормальный процесс, когда предприятия, в том числе государственные, продаются и покупаются. Так происходит и в Беларуси».

Глава государства напомнил, что в Беларуси отказались от списков объектов, подлежащих приватизации. «Мы отказались от всяких списков объектов, подлежащих приватизации, и не потому, чтобы, как пишут некоторые писаки, из-под полы распродать государственную собственность. Абсолютно не поэтому, – отметил он. – Мы заявили, что опубликование заранее списков приватизируемых предприятий – это унижение работников, которые работают на этих предприятиях. Люди очень болезненно на это реагируют».

Было объявлено, что в Беларуси может быть приватизировано любое предприятие, но на определенных условиях. «Тот, кто хочет что-то купить у государства, должен заплатить справедливую цену. Все работники предприятия должны быть защищены, – подчеркнул А.Лукашенко. – Итогом приватизации должно стать дальнейшее более успешное развитие предприятия. Кого устраивают такие условия - милости просим. Но те, кто надеется нагреть руки на белорусской приватизации, зря тратят время». Решения о приватизации будут приниматься в спокойных условиях, а не под давлением экономических обстоятельств или международных организаций. «Причем главным при принятии таких решений будет соблюдение интересов рядовых работников предприятий. Люди должны сохранить свои рабочие места, зарплаты и социальный пакет», - резюмировал Президент.

Решающую роль в эффективном развитии экономики призвана сыграть наука. «Пока, к сожалению, и с наукой, и с высокими технологиями не все у нас благополучно. Тоже об этом говорили. Пришло время менять привычные подходы. Это касается и ученых, и управленцев от науки», – считает Глава государства. А.Лукашенко подчеркнул, что «ученым пора понять: нельзя постоянно только просить, что-то надо отдавать взамен». «Справедливости ради отмечу, что этот упрек можно бросить не только ученым, но и многим нашим промышленникам и аграриям, – продолжил Президент. - Это общая беда нашей системы - все привыкли просить и мало кто готов отвечать за результат».

С другой стороны, по мнению Президента, гоструктуры должны дать ученым полную свободу зарабатывать. «Перестаньте окружать ученых и изобретателей мелочной опекой. Упраздните ненужные проверки и отчеты», – сказал А.Лукашенко. Президент считает необходимым провести ревизию нормативной базы об интеллектуальной собственности. «Во-первых, ее следует привести в соответствие с самыми высокими международными стандартами. Это касается в том числе и защиты авторских прав. Во-вторых, надо продумать механизмы, стимулирующие и ученых, и бизнесменов рисковать и внедрять новые, смелые разработки», – отметил Глава государства.

В данной связи А.Лукашенко считает, что проводимая Белорусским республиканским союзом молодежи программа «100 идей для Беларуси» позволяет найти новые идеи и таланты, помочь им пробиться и реализоваться. Подчеркнув важность программы, глава государства поручил правительству, Национальной академии наук и Государственному комитету по науке и технологиям оказать БРСМ помощь и сделать так, чтобы программа «100 идей для Беларуси» стала постоянной, а не разовой акцией. «В ближайшее время я лично, как и обещал на съезде БРСМ, встречусь с участниками этой акции», – сказал Президент.

Глава государства сообщил, что в целом развитие науки и ее вклад в экономику, как и предложения по совершенствованию организации научной сферы, будут рассмотрены в скором будущем. При этом он подчеркнул: «Я категорически недоволен тем, что происходит в научной среде, прежде всего, в Академии наук». «Чем больше я размышляю над этими вопросами, тем чаще начинаю думать, что мы подходим к проблеме не с той стороны. Наши производственники сидят и спокойно ждут, когда ученые Академии наук принесут им некие новые разработки, которые позволят осуществить прорыв в области технологий. Однако новые идеи и технологии рождаются не из фантазии ученых, а исходя из логики развития самого производства», – резюмировал Президент.

Прежде всего необходимо внедрить современные механизмы стимулирования ресурсосбережения. Нельзя забывать, что три четверти белорусского импорта – это промежуточные продукты: сырье, материалы, энергетика, подчеркнул А.Лукашенко. В этой связи он выделил три ключевых момента: во-первых, режим жесткой экономии материалов и энергии, во-вторых, диктат нормативов, в-третьих, технологическую дисциплину. «В 2012 году мы должны обеспечить снижение материалоемкости продукции в промышленности не менее чем на 2%, энергоемкости ВВП – на 3%, что сэкономит почти 1,5 млн.т условного топлива. Цена вопроса – $1 млрд.», – подчеркнул Президент.

«Надо понимать – одним административным давлением ничего не добьешься. Необходимы современные механизмы стимулирования ресурсосбережения. В мировой практике хорошо зарекомендовал себя принцип снижения налогооблагаемой базы на величину сэкономленных в результате энерго- и ресурсосбережения средств. В итоге экономический эффект от экономии остается полностью у производителя», – отметил глава государства. Правительству следует изучить лучший мировой опыт и внести конкретные предложения, подчеркнул А.Лукашенко.

Широкий спектр вопросов был рассмотрен в социальной сфере. А.Лукашенко потребовал добиться средней заработной платы к концу года в $500. «Мы должны ориентировать все регионы страны, всех руководителей, чтобы эта задача была выполнена», – подчеркнул А.Лукашенко. Он добавил: «Навряд ли в текущем году удастся добиться того, чтобы зарплата в $500 была у всех белорусов, но выйти на показатели средней заработной платы должны, и мы уже недалеки от этого». Темп роста экономики свидетельствует о том, что к концу текущего года Беларусь может выйти на данный уровень, уверен глава государства.

Тема повышения среднего уровня зарплаты была поднята неслучайно. «Среди руководителей появилась тенденция, мол, нет производительности труда, нет и повышения зарплаты, и этим начали оправдываться перед людьми. Однако главная задача любого руководителя именно в том, чтобы поднимать производительность труда на своем предприятии», – подчеркнул Президент.

Он также сообщил, что определенные поручения были даны главе ФПБ Л.Козику. «Профсоюзы должны занять в этом вопросе определенную позицию и не только в отношении руководителей государственных предприятий. У нас полный бардак на многих частных предприятиях, им не нужен контроль, профсоюзы, им нужен свободный рынок. Поэтому в ближайшее время профсоюзы опять займут эту жесткую позицию, которая согласована с главой государства», – сказал А.Лукашенко. «Я хочу, чтобы средняя зарплата вернулась к $500. У нас управляемая страна, и это реально сделать. Я требую это сделать, но за счет роста производительности труда», – подчеркнул он.

Большое внимание было уделено жилищному строительству. А.Лукашенко потребовал в 2012 году кардинально повысить эффективность государственной жилищной политики. «В 2012 году следует кардинально повысить эффективность государственной жилищной политики», – заявил Президент. За пятилетие в Беларуси вводится жилья почти в 1,5 раза больше, чем в среднем за пятилетку в советские годы. Миллион человек за последние пять лет улучшили жилищные условия. В СНГ Беларусь – безусловный лидер по объемам жилищного строительства из расчета на одну тысячу жителей. Но при этом очередь все время растет. Причем самый высокий прирост отмечается в Минске. «Для некоторых строительство квартиры с господдержкой стало хорошим средством накопления капитала за счет других. Выявлены сотни семей, у которых в Минске по две, а то и по три квартиры в собственности, и построены они на льготных условиях», – отметил Президент. Поэтому принято решение, что поддержку «прямым рублем» за счет государства получат лишь конкретные категории граждан. «По всем заключенным договорам льготного кредитования государство выполнит свои обязательства. Указ подписан, – заявил А.Лукашенко. – Остальным, как говорят в народе, «надо дать не рыбу, а удочку». И принцип прост – каждый человек должен иметь возможность улучшить жилищные условия, но льготное, а во многих случаях бесплатное жилье получат только те, кто в этом нуждается особо: многодетные семьи, люди, объективно ограниченные в доходах, и те, кто несет повышенную ответственность перед обществом.

Для тех, у кого деньги есть и кто может их заработать, будут созданы самые широкие возможности решения жилищного вопроса. Они давно известны в мире – ипотечное кредитование, жилищные стройсбережения и другие инструменты. «Здесь государство также не уйдет в сторону, – отметил Президент. – Предоставим льготы в виде налоговых вычетов, привлекательных условий коммерческого кредитования, бесплатной земли под индивидуальную застройку тем, кто в этом нуждается. Бери землю, получай налоговые льготы и строй свой собственный дом». Местные власти должны создать все условия для этого. Срок выделения бесплатного участка земли – не более трех месяцев. При этом А.Лукашенко напомнил о недопустимости раздачи сельхозземель под промышленное строительство. «Считайте, что у нас наложен практический запрет на отвод земель сельхозназначения под промышленное строительство», – резюмировал Президент.

Кроме того, в Беларуси необходимо создать цивилизованный рынок арендного жилья. Все договоры найма должны быть прозрачными и понятными, подчеркнул Глава государства. Он поручил правительству совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом обеспечить формирование государственного арендного жилищного фонда и защиту прав долгосрочных арендаторов путем разработки типовых контрактов.

Президент уделил внимание реформированию политической системы общества. Вместе с тем он считает, что выборы по партийным спискам противоречат менталитету белорусов. «Народ по мажоритарной системе должен избирать депутатов. Депутат должен максимально быть приближен к своему округу. Его должны конкретно на определенной территории избирать люди и знать в лицо. Тогда он не оторвется по каким-то спискам, – сказал А.Лукашенко. – Этот ушел, следующий по списку приходит. Кто тебя избирал? Что это за система, что это за выборы? Это противоречит ментальности белорусского народа. Поэтому лично я против».

«Ну, что поделаешь, мир развивается так. Да ради бога, эти партии должны быть. Но там же мертвых душ больше половины. И они сегодня ездят, растопырив пальцы, по Европе, Америке, кичатся. Кого вы представляете? Вы представляете сами себя, ту группку людей, которые и за вас-то не борются», – отметил Глава государства. «Никто никому в Беларуси сегодня не запрещает: выдвигайся в конкретном округе, борись, выигрывай, садись в парламент», – подчеркнул белорусский лидер.

Вместе с тем он заметил, что диктуемое жизнью обновление неминуемо затрагивает все сферы государства и общества. «В этом смысле стране нужно дальнейшее развитие политической системы. Очевидно, что будет усиливаться роль политических партий. И мы должны прийти к нормальной цивилизованной партийной системе. Возможно, по мере укрепления партийных структур мы созреем для перехода на смешанную избирательную систему, в том числе предполагающую выборы по партийным спискам», – не исключил А.Лукашенко.

Нынешнее Послание вышло далеко за рамки нормативных предписаний. Такое мнение высказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству С.Семашко, комментируя для СМИ Послание белорусскому народу и Национальному собранию Президента Беларуси А.Лукашенко. Депутат подчеркнул: «Я старожил в Палате представителей. Не помню такого случая за последние 12 лет, чтобы Глава государства так долго отвечал на вопросы». Он добавил, что Беларусь уже прошла кризисный период и находится в посткризисном. «И, конечно же, в обществе накопилось достаточно много проблем, а депутаты - это отражение своих избирателей. Прежде всего избиратели идут к нам со своими проблемами», – подчеркнул С.Семашко. Он отметил, что Президент Беларуси с большим удовольствием ответил на все вопросы: «Причем ответил он конкретно, честно, ничего не скрывая... Нынешнее Послание вышло далеко за рамки нормативных предписаний. Получился диалог с депутатами, когда они могли высказать свое видение, задать вопрос и получить ответ».

Владимир Клавдин, политолог