30.04.2012
В Беларуси в сентябре пройдут очередные парламентские выборы, а основная подготовка к ним выпадает на лето. Точная дата выборов пока не названа, предположительно они пройдут в конце сентября. Но подготовку к ним Центризбирком Беларуси уже начал, утвердив на днях пакет документов на выборы и среднюю численность избирателей на один округ -- около 64,5 тысяч человек. Всего таких округов по стране 110.
Учитывая непростые взаимоотношения с Евросоюзом, логично предположить, что предстоящая избирательная кампания станет предметом бурных политических дискуссий, различных заявлений и выяснения отношений. Тем более, что выборы пройдут в соответствии с обновленным законодательством, при корректировке которого были учтены и пожелания ОБСЕ. П режде всего, упростился способ выдвижения кандидатов в депутаты. Сейчас политическая партия может выдвигать кандидатов по любому избирательному округу, независимо от наличия там партийной структуры. Более либеральным стало выдвижение путем сбора подписей: едва ли не всюду можно проводить пикеты, не надо заверять в исполкомах подписные листы, меньше оснований для выбраковки подписей. Появилась возможность образовывать личные финансовые фонды кандидатов. В законе также указано, что не менее одной трети в каждой избирательной комиссии должно быть представителей гражданского общества -- общественных объединений и политических партий. Гарантирована и такая форма агитации, как дебаты в СМИ.
А что с техническими новинками? На президентских выборах в России в марте этого года на всех избирательных участках установили веб-камеры, и все желающие могли в день выборов в режиме реального времени наблюдать за происходящим на любом участке. К слову, Россия не первой в мире реализовала такой проект. Подобная система уже не первый год действует в Азербайджане. Правда, она не столь масштабна, веб-камерами там оборудовано 10 процентов избирательных участков. По мнению председателя ЦИК Беларуси Лидии Ермошиной, технические новинки будут использоваться все шире. К примеру, те же сканеры, которые автоматически считывают бюллетени и выдают окончательные цифры по голосованию. «Но это абсолютно не значит, что мы должны все ноу-хау тут же перенимать, -- считает Лидия Ермошина. -- К примеру, конституционный суд Германии запретил электронное голосование. Европейцы продолжают считать по старинке. Самая надежная система. Конечно, внедрение новых технологий преследует благородную цель -- повысить доверие граждан к процедуре подсчета голосов и, следовательно, сохранить стабильность в обществе. Однако на то, кто же пройдет в органы власти, это, по сути, не влияет».
Важно понимать и то, что в каждой стране выборы проходят в соответствии с действующими законами. Однако кое-кого на Западе это не устраивает, а потому диктат извне стал непременным спутником избирательных кампаний на постсоветском пространстве.
Оценки выборов со стороны ОБСЕ не блещут разнообразием, а отчеты, кажется, уже давно пишутся под копирку, меняется только название страны и дата. В таком случае, почему бы европейцам не провести ревизию собственного законодательства, и тогда они обнаружат в нем те самые недостатки, которые активно приписывают постсоветским республикам, задается вопросом глава исполкома СНГ Сергей Лебедев. Например, в Бельгии -- активной стране Евросоюза и ОБСЕ -- есть закон, обязывающий всех до одного ходить на выборы. Граждане, которые не приходят на избирательные участки, подвергаются штрафам, а в случае троекратного игнорирования выборов им и вовсе грозит уголовное наказание. Ряд стран вообще не приглашают международных наблюдателей, но их представители при этом настойчиво ездят к другим и учат их демократии. Разве это не двойные стандарты?
Притчей во языцех стало голосование по почте в США. А как расценивать тот факт, что в действующих списках американских избирателей значатся почти два миллиона «мертвых душ», то есть умерших граждан? Около трех миллионов избирателей проходят по спискам для голосования сразу в нескольких штатах. Одна четвертая часть избирателей, то есть как минимум,
50 миллионов, вообще не внесены в списки для голосования.
Хаос, царящий в столь принципиально важной для страны документации, может негативно повлиять на результаты местных, региональных и федеральных выборов, считает представитель Исследовательского центра Пью Дэвид Бейкер. «Существующие проблемы означают растранжиривание денег налогоплательщиков. Они подрывают доверие избирателей и питают
межпартийные споры о достоверности результатов выборов», -- отметил он.
Так может действительно России и Беларуси стоит последовать за Казахстаном, который предлагает закрыть двери для недобросовестных наблюдателей за выборами.
«Мы больше не будем приглашать в Казахстан нанятых кем-то экспертов, которые критикуют наши выборы», -- процитировали информагентства Нурсултана Назарбаева после недавних парламентских выборов в этой стране, по итогам которых, кстати, казахстанский парламент стал многопартийным.
А готова ли белорусская оппозиция занять место в парламенте? Аналитики склоняются к выводу, что к парламентским выборам оппоненты власти вновь придут в состоянии внутренних конфликтов. Примечательно, что они и сами этого не скрывают. «Оппозиция окончательно потеряет доверие людей, если придет к избирательной кампании с разными платформами и подходами», -- отметил недавно один из оппозиционных активистов.
Пока с их стороны слышны только призывы к бойкоту выборов. «Выборы -- очень серьезное мероприятие. Поэтому, наверное, нельзя играть в них понарошку», -- заявил секретарь ЦИК Беларуси Николай Лозовик, комментируя намерение нескольких партий снять своих кандидатов перед голосованием. По его мнению, такие политические силы не ставят задачу победить на выборах, а только создают видимость борьбы.
«Мне кажется, они сами еще не определились, хотят быть в парламенте или нет, -- говорит депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Зозуля. -- Политики, партии, которым не безразлична судьба страны, просто обязаны участвовать в выборах. Но многие лидеры так называемой оппозиции просто не имеют серьезной поддержки населения, им нечего предложить избирателям. В таком положении проще всего заявить заранее, что выборы нечестные, мы на них не пойдем. Это примитивная защита, симптом политической слабости и незрелости».