Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Московский модерн в лицах и судьбах

Яркая книга Людмилы Соколовой «Московский модерн в лицах и судьбах», выпущенная столичным издательством «Центрполиграф», несомненно, стала настоящим подарком поклонникам русской культуры, и в первую очередь, любителям московской старины.

Яркая книга Людмилы Соколовой «Московский модерн в лицах и судьбах», выпущенная столичным издательством «Центрполиграф», несомненно, стала настоящим подарком поклонникам русской культуры, и в первую очередь, любителям московской старины.

Арт нуво, югендстиль, модерн – удивительное явление в мировой культуре. Если взглянуть на холодный югендстиль скандинавского модерна и на буйство, допустим, пражского модерна, то, несмотря на все различия и эклектичность, нельзя не признать в них нечто фундаментально общее. В этом и бесконечная прелесть модерна – в его способности брать все, из всех эпох и стилей, и, не отказываясь ни от чего, создавать нечто гармоничное, прекрасное, в чем присутствует тысяча ссылок, но, тем не менее, что обретает свои, единые, неповторимые черты, объединяющие север и юг в безошибочно узнаваемый, понятный каждому, притягательный сплав культур. Щедрость модерна – в его безграничности и свободе.

Московский стиль, безусловно, имеет свои отличительные черты. Шехтель, Кекушев, Щусев – имена, без которых нет Москвы. Как жаль, что и без того редкие образцы московского стиля продолжают истребляться, как, например, совсем недавнее варварское разрушение на 1-й Тверской-Ямской улице дома купцов Прошкиных с уникальным фризом в технике сграффито, нигде в Москве более не использовавшимся. Надеемся, что дом восстановят, сохранив таким образом хотя бы память об архитектурном замысле, а не пойдут по диковатому пути «разбить на его месте сквер».

Людмила Соколова так охарактеризовала свою книгу: «Короткая эпоха расцвета модерна была довольно резко прервана. Классический стиль в искусстве с его плавностью и текучестью форм, растительными орнаментами вряд ли бы прижился в молодом социалистическом государстве.

Но, несмотря на строительство коммунизма и воцарение новых порядков, шедевры модерна на улицах Москвы сохранились: многие из них в превосходном состоянии дошли до наших дней. И сегодня мы имеем возможность любоваться ими.

Так уж случилось, что самые яркие здания в стиле модерн не принесли счастья ни тем, кто их создал, ни тем, кто в них жил. В этой книге мы совершим увлекательное путешествие не только по улицам Москвы, но и во времени: вернемся назад, чтобы лучше понять день сегодняшний».

Интересные истории, любовно собранные под одной обложкой, не оставят читателя равнодушным. «Первая мировая война подвела итог прежней европейской истории во всех ее проявлениях — от бытовой повседневности до философских доктрин. Среди подобных «жертв» войны и большие европейские архитектурные стили. На протяжении нескольких столетий последовательно друг друга сменяли барокко, классицизм, эклектика, модерн. Последний, возникнув непосредственно перед Мировой войной, после нее уступил место радикальному упрощению конструктивизма, который уже с натяжкой можно назвать всеобщим стилем. Но пока война не началась, в Москве строили дома, которые в равной степени могли появиться в любой части Европы. Разрабатывали и строили их удивительные люди: инженерные эрудиты, старообрядческие купцы и авантюристы. По сути, обычная краеведческая книга Людмилы Соколовой превращается в эпитафию далекому времени, когда ни у кого не возникало сомнений в том, что Москва - европейский город».