Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Читальный зал. Размещается не для продажи

26.08.2024

Автор: Александр ХОХЛОВ

Фото: gvardiya.ru

«Татьяна Лиознова»

Татьяне Михайловне Лиозновой в этом году исполнилось бы 100 лет. К этой юбилейной дате в российском издательстве «Молодая гвардия» вышла посвященная ее жизненному и творческому пути книга Валентина Свининникова


В 1969 году фильм «Три тополя на Плющихе» получил первую премию на кинофестивале в аргентинском Мар-дель-Плате, а в 1970-м стал обладателем приза на Родине – на Всесоюзном кинофестивале в Минске. В Советском Союзе многие женщины ходили в кинотеатры по несколько раз – еще раз поплакать под пронзительную пахмутовскую песню «Опустела без тебя земля» или в надежде, что авторы, по многочисленным просьбам трудящихся, пересняли финал, и деревенская женщина Нюра все же найдет ключи и выйдет к ожидающему ее таксисту Саше…

Режиссеру этой великолепной мелодрамы, одной из лучших во всем мировом кино, Татьяне Михайловне Лиозновой в этом году исполнилось бы 100 лет. К этой юбилейной дате в российском издательстве «Молодая гвардия» вышла посвященная ее жизненному и творческому пути книга Валентина Свининникова. Повествование о народной артистке СССР, выдающемся кинорежиссере родилась на основе тщательного изучения ее личного архива, проведенного автором впервые, бесед с ее названной дочерью Людмилой Лисиной, воспоминаний учеников Лиозновой, актеров, испытавших трудное счастье работать с «железной леди» советского кино над созданием ее шедевров, которые уже десятки лет не покидают экраны кино и телевидения. Книга в серии «Жизнь замечательных людей» – это разговор не только о творчестве Лиозновой, но и о ее гражданской позиции, о трепетном отношении к людям, причем не только близким. Для нее, по собственным словам, не было ни чужой беды, ни чужой боли.

Жизнь Татьяну Михайловну не особо баловала, особенно в ее первой половине. По мнению известного киноведа, кинокритика, продюсера кинофестивалей, лауреата Премии правительства города Москвы Вячеслава Шмырова, фамилия Лиозновой «родом» из белорусского Лиозно, где проживала большая еврейская община и где родился художник Марк Шагал (в Витебск его семья переехала позднее). Сама Татьяна Лиознова появилась на свет в Москве 20 июля 1924 года. Отец ее погиб в народном ополчении на фронте в самом начале войны. После окончания школы Татьяна поступила в МАИ, но, проучившись один семестр, бросила технический вуз и в 1943-м поступила во ВГИК.

В 1949 году по выпуску она была распределена на киностудию имени Максима Горького, но началась кампания борьбы с «безродными космополитами» – и ее уволили. Несколько лет Татьяна вместе с матерью кроила и шила на продажу одежду. Вновь приняли ее на киностудию в 1953-м, и несколько лет Лиознова работала ассистентом режиссера и вторым режиссером.

Первой самостоятельной режиссерской работой Татьяны Лиозновой стал фильм «Память сердца», который вышел на экраны в 1958 году. За ним в 1961-м последовали мелодрама «Евдокия» по одноименной повести Веры Пановой, в 1963-м фильм «Им покоряется небо» о летчиках-испытателях, в 1965-м – «Рано утром» и в 1967-и сделавшая ее знаменитой кинокартина «Три тополя на Плющихе».

Самая известная и масштабная работа Татьяна Михайловны Лиозновой – многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». Работу над ним режиссер завершила в 1973 году. Спустя три года фильм получил Государственную премию РСФСР. «Сага о Штирлице» принесла Татьяне Лиозновой всенародную любовь и популярность: только премьерный показ ленты по советскому телевидению посмотрели свыше 200 миллионов зрителей. В 1984 году Татьяна Лиознова была удостоена звания народной артистки СССР.

У Лиозновой немного картин – всего девять. Но многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии и раскрыли широкий диапазон творческих возможностей своего создателя. Татьяну Лиознову не забывают в странах Союзного государства и сегодня. Видимо, потому, что ее герои оказались очень похожими на нее саму личностями, способными на человеческие и гражданские поступки. «Я не так уж много сняла, – незадолго до окончания своего земного пути сказала Татьяна Михайловна. – Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю».

Вышедшая летом 2024 года в издательстве «Молодая гвардия» книга Валентина Свининникова о выдающемся советском кинорежиссере Татьяне Михайловне Лиозновой рассчитана на широкий круг читателей.