25.02.2025
В конце 2024 года в Санкт-Петербурге в свет вышла книга «Победили! Перемагли!», посвященная юбилейным датам Великой Отечественной войны. В списке подобных изданий она выделяется особенно. К слову, в 2025 году готовится её переиздание. Чем же этот сборник так интересен?
Во-первых, это результат творчества писателей и поэтов двух братских стран — Беларуси и России, а сочинения в ней — на двух языках, соответственно. Россию в этом сборнике представили авторы из четырех российских регионов — Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Липецкой областей. И в Беларуси, и в этих областях презентации сборника активно продолжается.
Во-вторых, авторы сборника посвятили его 80-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков оккупированных территорий Беларуси и Ленинградской области, городов Пскова, Новгорода, Выборга и других, а также полного освобождения от фашистской блокады города Ленинграда. Мало найдется в современной литературе и издательском деле подобных проектов.
«Победили! Перемагли!» — это книга-реквием, в ней имена победителей — от простых солдат до маршалов страны, имена тружеников, партизан, узников концлагерей, гетто, блокады — участников и жертв войны. Но это же и книга-ода, книга-гимн подвигу советского народа.
Открывают сборник произведения писателей Беларуси (часть первая «И эхом набатным слова прозвучат…», часть вторая — «Судьба России — побеждать»). «В Беларуси тема войны — тема общенационального звучания», — пишет литературный критик Людмила Воробьева.
То же самое можно сказать и о России. Писатели и поэты наших стран — дети, внуки и правнуки победителей — вновь и вновь переосмысливают подвиг своих предков, передавая память о нем будущим поколениям.
В сборнике герои рассказов и семейных легенд словно перекликаются между собой.
Вот, например, героиня рассказа М. Позднякова «Материнская надежда» — родная бабушка писателя, Матрена Зыкова, которая 32 года ждала пропавшего без вести младшего сына: «Каждый выходной день, каждый праздник сначала бодро, а когда состарилась, то с палочкой торопилась к бетонке встречать своего Петьку. Все тридцать два года прислушивалась к гудению машин, ночному шуму, к каждому скрипу дверей: может быть, Петька приехал? Может, сын стучит в оконное стекло, а не ветер веткой березы. И твердо верила: он придет!..».
И другая бабушка из эссе «Письмо с фронта» Людмилы Бахтиной (г. Лебедянь) — Алимпиада Андреевна, «отдавшая войне старшего сына Алексея, или Леню», погибшего в первом же бою в Брянской области. Похоронку на него она сама не читала никогда. Просила внучку: «Люда, почитай про Леню. Дрожащей рукой вытаскивала жёлтую бумажку и протягивала мне. И я, почему-то всегда с замиранием сердца, читала. Бабушка сидела за столом, положив на колени узловатые, натруженные руки, и внимательно слушала. Наверное, ей виделся этот бой, она физически чувствовала боль от разрывающей тело пули, слышала последний вскрик сына и представляла, как он лежит, раскинув руки, на холодной, с остатками грязного снега, изрытой снарядами мартовской земле…»
Читать эти рассказы без подступающего кома к горлу невозможно, как и стихотворение «Грушевка» Анатолия Аврутина, рассказ «Бабушка Агата» Тамары Ковальчук, стихотворения «Сумерки [Моей бабушке Зине, живьём с малолетним сыном закопанной в землю карателями во время Великой Отечественной войны]» и «Ксения» Олега Сешко, рассказ «Каждый блокадник — герой» Валентина Баюканского, стихотворение «80 лет спустя» Натальи Советной, поэму «Не знать бы войны» Валентины Дробышевской, «Всем пропавшим без вести» Виктора Королева.
Каждый из 72 авторов вложил в своё произведение душу.
На страницах книги поэты и прозаики словно несут Вахту памяти, воскрешая из прошлого имена и образы победителей: комсомольцев-подпольщиков, партизан, защитников Ленинграда, освободителей Беларуси, девушек-снайперов, девушек-прожекторщиц, медсестер, пограничников, танкистов, саперов, детей войны.
Эту память мы обязаны передать следующим поколениям.
…Пусть скажут: «Глупо, несерьёзно,
Забыть уже давно должны».
В нас навсегда остался грозный
Тот ветер яростной войны.
Мы слишком многих потеряли,
Мы тем страданьем проросли.
И слышен зов из грозных далей,
Чтоб мы забыть их не могли.
(Н. Страхова-Хлудок, Псков)