Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Ржевский мемориал

31.01.2020

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Григорий Рапота о Ржевском мемориале: Это памятник солдату, заплатившему жизнью за то, чтобы сдержать армаду немцев

Государственный секретарь Союзного государства принял участие в завершающем этапе монтажа фигуры памятника

- Давай, поднимай, – даёт отмашку один из руководителей стройки.

И многотонный кран словно пушинку поднимает голову солдата на высоту. Каких-то десять минут - и она уже установлена на каркас – тютелька в тютельку с туловищем воина, которое смонтировали на кургане накануне. Внизу раздаются аплодисменты. Скоро памятник скроется в строительных лесах – вплоть до открытия мемориала в мае. За это время должны установить ещё и журавлей, а бригада скульпторов под руководством автора проекта Андрея Коробцова будет наводить марафет - убирать лишние швы на фигуре.

- Даже не верится, что та идея, которую мы обсуждали здесь два с лишним года назад, воплощается и уже почти воплощена благодаря коллективным усилиям министерства культуры, Российского военно-исторического общества, Постоянного Комитета Союзного государства. Если чего-то хотеть и понимать важность того, что ты хочешь, это обязательно случится, - заявил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. - Самое главное - что это памятник именно солдату. Не маршалу, не адмиралу, не генералу. Тому, кто своей жизнью заплатил за то, чтобы здесь задержать огромную армаду немцев, не дать им возможность пройти к Сталинграду, а были такие замыслы. Не дать возможность прорваться к Москве, не дать возможности вывести им свои войска на Кавказ. Это огромная жертва, за которую заплатили солдатскими жизнями - и памятник именно этому.

IMG_0197.JPG

- Много лет мечтал, чтобы подо Ржевом был поставлен памятник, - признался замечательный актёр, поэт и музыкант Михаил Ножкин. - Я почетный гражданин города, эта награда на всю жизнь. Мой отец воевал здесь, в Ржевской мясорубке. Год почти был: сначала солдат, потом старшина, лейтенант. Он был ополченец, как и большинство тех, кто воевал здесь. Потом - контузия и годы плена: Дахау, Бухенвальд.

Я долго не мог ничего написать о боях подо Ржевом. 17 лет, не шло, хотя очень хотел. Как-то я ехал вдоль ржевских полей и спросил у попутчиков: почему не пахано, наверное, еще не разминировано? А мне ответили: трактористы отказывались пахать, потому что там кости павших повсюду. И родилось стихотворение. Песня появилась лишь в 1978 году, когда отца уже не было в живых.

Немного волнуясь, Михаил Иванович прочёл эти строчки:

...Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито,
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам, —
Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят, —
Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Журналисты интересуются: успеют ли сдать Ржевский мемориал в срок?

- Мы не знаем, какая будет весна, и если зима отыграется снегом и морозами, то мы должны быть к этому готовы. И мы готовы, - заявил заместитель министра культуры Николай Овсиенко. - Все службы работают строго по графику, который отслеживается вплоть до суток. И нет сомнений в том, что в мае месяце мы откроем этот мемориал.

- Сейчас отливаются венок и буквы, которые установят в зону для возложения цветов. Уже «свёрстаны» все стены из кортеновской стали, получены архивные изображения, фамилии от Министерства обороны, которые будут выбиты на стальных листах, - рассказал архитектор проекта Константин Фомин. - Их изготавливают на заводах в Санкт-Петербурге и Московской области. Два блока уже установлены. Сейчас идёт работа над музейным павильоном, его тоже облицовывают кортеном. Также на фасаде будет изображён логотип Ржевского мемориала с подсветкой. Идут внутренние отделочные работы. Уже согласована концепция. В ней есть кафе, зал с сенсорными мониторами, на которых каждый сможет найти фамилию своего погибшего или воевавшего подо Ржевом родственника. Будет большая мультимедийная экспозиция, у нас проекция пойдёт на все стены. Мы вырыли яму глубиной полметра, сделаем на этом участке имитацию обожженной земли: будут траки от танков, каски, гильзы, - а потом закроем её стеклом.

- Я бы хотел видеть благоустройство не только этой территории, но и города Ржева, который был в руинах, когда туда вошли советские войска. И от пятидесяти тысяч населения осталось всего пятьсот человек. Хочу, чтобы это всё было объединено в единый музейный комплекс, - признался Григорий Рапота.

Пока сделана лишь дорога от трассы М-9 вдоль мемориала, по которой будут подъезжать автобусы. А в самом Ржеве работы еще масса: если на основных улицах уложен хороший асфальт, то о стыках при въезде во дворы забыли, и машины на этих колдобинах могут лишиться подвески. И автобусов до мемориала надо запустить побольше, чтобы людям добираться было проще.

А стройка действительно стала народной. Пожертвований собрано уже свыше 307 миллионов рублей. Истории есть потрясающие. Одну из них рассказал Николай Овсиенко:

– Житель Тверской области, Борис Иванович Воробьев, ему 88 лет. В 12 лет он был зачислен в Ржевский гарнизон Калининского фронта. А в 15 лет уже был награжден медалью «За Победу над Германией». Его отец воевал подо Ржевом, брат и мама пережили в городе немецкую оккупацию. Он перечислил 25 тысяч рублей на создание памятника. Это большие деньги для простой семьи. Но если бы не поддержка ветеранов, этот памятник в таком бы виде не состоялся.

FRO_0081.JPG

Председатель Тверского комитета ветеранов 95-летний Иван Кладкевич очень волнуется. Он родом из Гомельской области. В 16 лет уехал в Ленинград поступать на электромонтера. Там и застала война. Из блокадного города его эвакуировали в Магнитогорск. Работа на знаменитой Магнитке, потом - военное училище. И вот 18-летнего командира пулеметного расчета Ивана Кладкевича отправляют на фронт. Боевое крещение он получил подо Ржевом. А в феврале 1943 года его расчет попал под минометный обстрел.

- Нас было три человека за пулеметом. Всем по 18 лет. Двоих - наводчика и его заместителя - убило наповал сразу, а мне перебило стопы обеих ног. Потерял сознание, истек кровью, поэтому частица крови моей и ребят осталась здесь, на Тверской земле. Потом в архивах я нашёл, что за несколько часов в этом бою было убито семьдесят человек, а 450 было ранено. Где-то лежат здесь, на Ржевской земле, мои боевые товарищи.

Три операции, ноги удалось спасти. Служил потом Иван Кладкевич на Дальнем Востоке, в Германии. А осесть решил в Калинине, на Тверской земле.

- Ржевский мемориал – это величайшее достижение. Мне он очень понравился. Чем-то похож на одного моего однополчанина, такого же простого солдата, - признаётся ветеран.